Джон Хайтен признал, что у США нет защиты от российского оружия. Фото с официального сайта Стратегического командования ВС США
Контроль над вооружениями становится сферой, где у России и США появляется потенциал для эффективного диалога. Такой вывод можно сделать из заявлений американского руководства о необходимости избежать оружейной гонки и сообщений о готовности Москвы и Вашингтона организовать полноценную встречу президентов. Впрочем, американская сторона дает понять, что никому не уступит военное первенство.
О беспокойстве Вашингтона по поводу новейшего российского гиперзвукового оружия свидетельствовало выступление главы Стратегического командования (СТРАТКОМ) Вооруженных сил (ВС) США генерал Джона Хайтена перед Сенатом. «И Россия, и Китай агрессивно развивают гиперзвуковые возможности, – заявил военачальник. – Мы имели шанс наблюдать за испытаниями». Отвечая на вопрос законодателей, каким образом Соединенные Штаты могут противостоять гиперзвуковой угрозе со стороны России, Хайтен ответил: «Мы не имеем какой-либо защиты, которая могла бы предотвратить применение подобного оружия против нас, поэтому сдерживающим эффектом будет наш ответ». Реакция США на гипотетическое применение гиперзвукового оружия, по словам военачальника, – это ядерный удар.
Мир стал многополярным, однако Америке в любом случае следует добиваться полного военного превосходства над другими странами, заявил Хайтен. «Мы должны смотреть на сдерживание сквозь новую призму, – призвал глава Стратегического командования ВС США. – Нас больше не определяет биполярный мир двух сверхдержав, который упрощал наш подход к сдерживанию».
Вызов США бросают множество противников, расширяющих свои потенциалы. И чтобы сохранять военное превосходство в этом многополярном мире, мы должны думать, маневрировать, искать партнеров и внедрять инновации лучше, чем наши враги». Военачальник выразил убеждение, что «Россия продолжает бросать вызовы, требующие неуклонной и решительной концентрации внимания».
Слова Хайтена опередили заявление президента США Дональда Трампа, который во время встречи с саудовским наследным принцем Мухаммедом бин Сальманом в Вашингтоне рассказал о своем звонке президенту Владимиру Путину. «Я поздравил его с победой, победой на выборах, – пояснил глава Белого дома. – Звонок был сделан с учетом того факта, что мы, возможно, соберемся в недалеком будущем, поэтому мы можем заняться обсуждением оружия и гонки вооружений». Говоря о соперничестве между двумя странами в этой сфере, американский лидер заявил: «Мы никогда никому не позволим даже приблизиться к тому уровню, на котором мы находимся».
По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Путин и Трамп в ходе телефонного разговора пришли к единому мнению о пагубности соперничества в военной сфере. «Было отфиксировано согласие двух лидеров в ходе разговора о нежелательности каких-то гонок вооружений», – сказал Песков. На сайте Кремля сообщается, что в беседе двух президентов «особое внимание уделено проработке вопроса о проведении возможной встречи на высшем уровне».
На встрече с Мухаммедом бин Сальманом Дональд Трамп рассказал о состоявшемся телефонном разговоре с Владимиром Путиным. Фото Reuters |
Разговор с Путиным продемонстрировал отказ Трампа следовать предупреждениям своих советников по национальной безопасности. Источники в администрации, знакомые с тем, как брифингуют американского президента, сообщили, что в последних материалах, предназначенных для Трампа, содержалось замечание, выведенное заглавными буквами: «НЕ ПОЗДРАВЛЯЙТЕ!» Трамп, как сообщается, предпочел не прислушиваться и к тем советникам, которые рекомендовали осудить российского президента за инцидент в Солсбери. Сенатор-республиканец Джон Маккейн раскритиковал Трампа за звонок Путину, назвав это оскорблением для каждого гражданина России, которому было отказано «в праве на свободные и справедливые выборы». Другой республиканец – сенатор Боб Коркер – не стал подвергать Трампа жесткой критике, заметив, что тот поздравлял лидеров и более тоталитарных государств.
«Мне кажется, один из сигналов, которые содержались в Послании, был адресован американцам и направлен на возобновление взаимодействия в области контроля над вооружениями, – заявила «НГ» старший научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. – Думаю, мы рассчитывали на это. Это может быть интересно американцам, судя по тому, как эта тема обсуждалась. Но здесь есть сложность: сейчас США вошли в новый этап модернизации вооружения. Скорее всего производители и представители военно-промышленного комплекса, которые нацелены на дополнительное финансирование и расширение арсенала, не очень заинтересованы, чтобы на этом этапе говорить об ограничениях. Если посмотреть на логику того, как в истории между нами шли переговоры о вооружениях, то обычно новый виток переговоров следует после того, как каждая сторона прошла свой этап модернизации».
В Послании Федеральному собранию, отмечает эксперт, Путин продемонстрировал, что Россия заканчивает свой этап модернизации. «Мы достигли определенных результатов, мы готовы о них объявить, – интерпретирует слова президента Журавлева. – Не знаю, насколько это поставлено на поток, но прорыв мы совершили. Дальше последует попытка уложить это в какие-то рамки. Мы находимся как раз на этапе готовности разговаривать. У меня есть ощущение, что американцы пока не дошли до этого этапа. Возможно, в США на уровне и власти, и экспертов есть понимание, что сферу вооружений нужно контролировать и нужно об этом разговаривать, но, думаю, давление со стороны ВПК там не на том уровне, чтобы политики смогли его преодолеть и перейти к конструктивному разговору с Россией, то есть к этапу каких-то договоренностей. Скорее всего то, что Трамп с Путиным говорили о контроле над вооружениями, это свидетельство: американцы уловили главный «месседж» Послания».
Аналитик напоминает, что администрация Трампа рассчитывает на увеличение финансирования Пентагона в следующем году, что предполагает модернизацию вооружений. «Но вопрос стратегического и ядерного вооружения – это всегда одна из главных тем наших двусторонних контактов, – отмечает Журавлева. – В том узком коридоре, в котором мы вообще можем о чем-то разговаривать, вооружение – это один из наших постоянных контактов. Даже когда мы находимся в острой фазе конфликта, все равно эта тематика остается в области контроля обеих сторон, поэтому стратегически – да, за нынешним периодом последует тот период, когда мы начнем разговаривать о сокращении, о контроле и ограничении вооружения. Возможно, это будет тот самый выход из сегодняшнего тупика в отношениях. Но это будет не сегодня».
Напомним, что тема ограничения гиперзвукового оружия начала обсуждаться гораздо раньше Послания Федеральному собранию, с которым российский лидер выступил в начале этого месяца. Американский исследовательский центр RAND, близкий к высшим эшелонам власти, делал вывод о необходимости подобных ограничений еще в декабрьском исследовании «Нераспространение гиперзвуковой ракеты». «В настоящее время гиперзвуковые ракеты разрабатываются в основном Соединенными Штатами, Россией и Китаем, – говорится в докладе RAND. – Другие страны, кроме этих трех, также в некоторой степени развивают гиперзвуковую технологию».
В исследовании отмечается, что доводы в пользу нераспространения гиперзвуковых ракет основаны на том факте, что все больше стран приобретает такие средства противоракетной обороны, которые на деле оказываются неспособны предотвратить действие суперсовременного оружия. «Угроза наиболее велика для стран, которые обладают ограниченными ресурсами, но продолжают инвестировать в противоракетную оборону, – заключают авторы доклада. – Однако распространение гиперзвуковых ракет и кризисы, которые они могут усугубить, угрожают и ведущим державам. Чем больше стран получает гиперзвуковые ракеты, тем шире почва для кризисов». В числе рекомендаций RAND – отказ РФ, США и Китая от экспорта таких ракет и систем их управления.
комментарии(0)