0
7932
Газета В мире Печатная версия

21.03.2018 00:01:00

Путину советуют снизить градус военной риторики

Западные эксперты – о том, как РФ может дать сигнал о готовности к диалогу

Тэги: путин, президент, послание, военная риторика, нато, сирия

Все статьи по теме "Дело Скирпаля"

путин, президент, послание, военная риторика, нато, сирия На Западе могли бы позитивно оценить гипотетический отказ российской стороны от критики расширения НАТО. Фото Reuters

Добившись переизбрания на пост президента, Владимир Путин мог бы попытаться улучшить отношения с Западом. Зарубежные эксперты в разговоре с «НГ» сошлись во мнении, что один из шагов на этом направлении – понижение градуса военной риторики, ярким примером которой стала часть недавнего Послания Федеральному собранию. Возможно, позитивно на Западе приняли бы заявление, что Москву больше не волнует военное усиление НАТО.

Отсутствие сюрпризов – именно это выделяют западные аналитики, комментируя результаты прошедших в России президентских выборов. «Что действительно является дискуссионным моментом – это то, как Путин будет использовать свой обновленный мандат. Следующий шаг – за Москвой, – заявил «НГ» директор Центра военно-политического анализа в Hudson Institute Ричард Вайц, комментируя возможные изменения в российской внешней политике. – С одной стороны, он (Путин. – «НГ») может занять более жесткую позицию по отношению к Западу. Например, больше не заботиться о российских военных потерях в Сирии и в Украине и поэтому сильнее стремиться к борьбе с посредниками Запада. С другой стороны, он мог бы сделать значительные уступки и снизить напряженность».

Аналитик полагает, что российский лидер вполне способен публично признать, что Кремлю безразлично натовское усиление. К тому же совсем недавно Североатлантический альянс объявил о крупнейшем со времен холодной войны укреплении коллективной безопасности. Такое заявление сделал генсек военного блока Йенс Столтенберг после встречи с главой МИД Великобритании Борисом Джонсоном, посвященной инциденту в Солсбери. «Например, он (Путин. – «НГ») мог бы сказать, что Россия больше не испытывает беспокойства по поводу военного расширения НАТО или по поводу американских систем противоракетной обороны по причине того, что Россия недавно анонсировала суперсовременное оружие, о котором Путин рассказывал в этом месяце», – отмечает Вайц.

Пока что на Западе не видят ни малейшего намерения со стороны российского руководства добиваться улучшения отношений: инцидент в британском Солсбери, квалифицированный как нападение, только обострил противоречия между Москвой и европейскими столицами, главными узлами которых до последнего времени оставались Украина и Сирия. «Если Путин захотел бы улучшить отношения, он смог бы заняться реальным прекращением огня на востоке Украины и миротворческой миссией ООН на всей украинской территории, – заявил «НГ» руководитель программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики (DGAP) Штефан Майстер. – Он мог бы снизить свою агрессивную риторику по поводу военных расходов и вооружений. Он мог бы открыть каналы для мер по укреплению доверия, для дискуссий по поводу контроля над вооружениями в рамках ОБСЕ или Совета Россия–НАТО. Он мог бы внести ясность в «дело Скрипаля». Но насколько реалистично все это?»

Безусловно, еще одной сферой, в которой российское руководство способно продемонстрировать Западу готовность договариваться, остается сирийский вопрос. За последнее время динамика боевых действий не показала серьезных сдвигов в процессе урегулирования гражданского конфликта. Сам факт обострения в Восточной Гуте – пригороде Дамаска, который официально входит в число зон деэскалации, – ставит под сомнение результативность регулярных встреч в формате «Астана» и отчеты российского дипведомства об успехе Конгресса сирийского национального диалога, проходившего в Сочи. «Конечно, Сирия могла бы стать такой сферой (где возможны уступки со стороны Москвы. – «НГ»), – говорит Майстер. – Однако там Путин борется с Асадом до победы, и есть различное понимание терроризма (у России и у западных стран. – «НГ»). Нет никаких идей, как заниматься восстановлением Сирии».

На вопрос о том, может ли западный мир первым пойти на улучшение отношений с Россией, западные эксперты отвечают отрицательно. «Трудно себе представить, чтобы Запад предложил России какие-либо уступки, особенно в свете последних событий, – пояснила «НГ» старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Ольга Оликер. – Это возможно, но маловероятно». Что касается предложений с российской стороны, то, по мнению аналитика, есть риск, что их воспримут либо как недостаточные, либо как неискренние.

Но, как считают в американской экспертной среде, если Кремль будет сознательно сохранять конфронтационную линию в отношениях с Западом, то в конце концов никакой пользы России это не принесет. «В конечном счете политика «Путин прежде всего» (отсылка к предвыборному лозунгу Дональда Трампа «Америка прежде всего». – «НГ») нанесет ущерб России и ее гражданам, – полагает научный сотрудник Брукингского института Алина Полякова. – Экономические перспективы мрачны, признаков роста нет. У молодых людей мало экономических возможностей. А наиболее способных россиян путинская политика вынуждает выезжать за границу». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
1495
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
2354
Долгая, недобрая память

Долгая, недобрая память

Игорь Лалаянц

Пластичность нейронных сетей мозга кажется безграничной

0
1203
Шведы укрепят границу Латвии с Россией

Шведы укрепят границу Латвии с Россией

Юрий Паниев

Королевство снарядило первую военную миссию в рамках Североатлантического альянса

0
2203

Другие новости