Маттео Сальвини заявил о готовности занять пост премьер-министра. Фото Reuters
По итогам итальянских выборов в парламент ни одна из коалиций не смогла заручиться достаточным количеством голосов для формирования правительства. Вместе с тем наибольшую поддержку смог завоевать правоцентристский блок партий под руководством Сильвио Берлускони. Теперь коалиции бывшего премьер-министра придется искать себе новых партнеров для создания правительства. Однако не исключено, что Италию могут ждать новые выборы.
Согласно предварительным итогам голосования, коалиция Берлускони, главными участниками которой выступают его правоцентристская партия «Вперед, Италия!» и ультраправая партия «Лига» Маттео Сальвини, заручилась 37% голосов. Между тем такой результат не смог обеспечить ей большинство кресел в парламенте.
Таким образом, возникла ситуация так называемого «подвешенного» парламента, когда ни одна из партий не может сформировать правительство в одиночку. Результаты выборов тем не менее продемонстрировали недовольство граждан итальянским истеблишментом и их готовностью поддерживать радикальные партии.
Так, среди всех партий наибольший процент поддержки получило популистское «Движение 5 звезд». А для коалиции Берлускони самую существенную долю голосов обеспечила именно ультраправая «Лига». Традиционные партии Италии выступили неудачно. Правящая Демократическая партия получила менее 20% голосов, что побудило ее председателя Маттео Ренци подать в отставку. «Очевидно, что наше выступление стало безоговорочным поражением», – заявил вице-председатель демократов Маурицио Мартина. Неважно выступила и «Вперед, Италия!», чей результат оказался заметно ниже, чем у партии Сальвини.
«Вместе «Движение 5 звезд» и «Лига» могут получить на 150 кресел в парламенте больше, чем две традиционные партии, – констатировал в Twitter специалист по правым движениям, профессор политологии в Университете Грифитта (Австралия) Дункан Макдонелл. Аналитик также указал на неудачное выступление Берлускони, который утратил значительную часть политического влияния. «Теперь его роль сводится лишь к тому, чтобы оставаться связующим звеном в правой коалиции», – пояснил Грифитт в своем микроблоге.
Ни одна из коалиций не смогла получить более 40% – порог, который необходимо преодолеть для формирования правительства. Это, в свою очередь, толкает политические силы к заключению новых союзов. Главная интрига в этой связи – войдет ли в правящую коалицию «Движение 5 звезд». Ведь в теории голосов «пятизвездочников» и партии Сальвини уже достаточно для формирования исполнительной власти.
Выступая в штабе «Лиги» в понедельник, Сальвини объявил: право на создание правительства имеет только правоцентристская коалиция, а пост премьера должен занять лидер входящей в нее крупнейшей партии. Другими словами, сам Сальвини. «Правоцентристская коалиция получила большинство голосов и в состоянии править. Мы готовы проводить работу над тем, чтобы сформировать правительство», – подчеркнул он.
Успех своей партии на выборах Сальвини объяснил коммуникациями в Интернете, в частности в социальных сетях. Именно они, объяснил он, позволили политикам общаться с гражданами напрямую. «Слава богу, что у нас есть Интернет, слава богу, что у нас есть Facebook», – сказал лидер «Лиги».
При этом Сальвини дал понять: соглашения с «Движением 5 звезд» он заключать не намерен. «Пять звезд меняли свое мнение по стольким вопросам столько раз, что сотрудничество с ними для меня – это большое табу», – объяснил он свою позицию.
Право коалиции на формирование правительства оспаривает лидер «пятизвездочников» Луиджи Ди Майо. Ни у одного политического блока нет достаточно голосов, чтобы встать у руля страны, а претензии на такую роль со стороны правоцентристов нелегитимны, посетовал он. И добавил, что его движение рассматривает любые варианты партнерства с другими силами с целью дать итальянцам стабильное правительство. «Существующие на сегодня коалиции не набирают достаточно голосов, чтобы править, и поэтому мы берем на себя эту ответственность дать Италии правительство. Я хочу заявить об этом всему мировому сообществу, инвесторам, а также итальянским и европейским гражданам, что мы готовы ее нести», – заявил Ди Майо.
Не считая союза «Движения 5 звезд» и «Лиги», дальнейшие события могут развиваться по трем сценариям, утверждает заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Надежда Арбатова. «Первый сценарий – это объединение правоцентристской коалиции с Демократической партией, чего, в частности, хотелось бы Берлускони, который поддерживает хорошие отношения с Ренци. Второй вариант – это «большая коалиция», в которую вошли бы представители всех трех крупных игроков – и «5 звезд», и правых, и демократов. Наконец, страну могут ожидать новые выборы», – резюмировала в беседе с «НГ» эксперт.
Другие аналитики указывают на возможность еще одного сценария. «Уход Ренци из партии рискует привести к кризису в рядах демократов, и часть левых депутатов может поддержать премьерство Ди Майо», – сказал «НГ» профессор кафедры политологии и общественных наук Университета Болоньи Джанфранко Бальдини.
Кто бы ни вошел в состав нового правительства, долго у власти они едва ли продержаться, опасается доцент факультета права Университета Глазго Марко Гольдони. «Финансовое положение Италии очень шаткое, а в сентябре 2019 года свой пост покидает глава Европейского центробанка Марио Драги, - заявил эксперт «НГ». – И если, как ожидается, на его место придет немец Йенс Вайдман, то программа ЦБ по покупке облигаций будет свернута, а это рискует вновь обострить проблемы еврозоны». По мнению Гольдони, жертвой такой турбулентности может стать и правительство в Риме.
Говоря о последствиях итальянских выборов для политики всего Евросоюза, аналитики, в частности, выделяют аспект миграции. «Маттео Сальвини, который по большому счету стал лидером правых политиков в Италии, уже похвалил венгерского лидера Виктора Орбана, как это делали ранее австрийский канцлер Себастьян Курц и правящая в Польше партия «Закон и справедливость». В ЕС формируется новый альянс, который смотрит на вопрос миграции по-другому», – написал в Twitter профессор кафедры политических наук Университета Кента, научный сотрудник Chatham House, эксперт по праворадикальным движениям Мэтью Гудвин.
Вероятность ужесточения миграционной политики после итальянских выборов действительно существует, особенно если к власти придет коалиция «5 звезд» и «Лиги», согласился Гольдони. «При этом миграция – это, пожалуй, чуть ли не единственная сфера, которую могут определять сами итальянские партии, - отметил он. - Что же касается изменения консенсуса вокруг консервативной фискальной политики или сохранения евро, то здесь у Рима очень узкий коридор для маневра: первую скрипку тут играют Франция и Германия, которых поддерживает еще и Испания».
Наверняка о политической платформе итальянских властей мы узнаем только после формирования новой власти, что может занять несколько недель, говорит Бальдини. «Также стоит понимать, что повестка будущего правительства зависит не только от партий-победителей, но и от проигравших сил – демократов и правоцентристов. Важной является и роль президента Серджо Маттареллы, который будет курировать переговоры о создании правящей коалиции», – резюмировал эксперт.
комментарии(0)