Историк и политолог Ян Томаш Гросс одним из первых рассказал об убийстве поляками евреев в Едвабне в июле 1941-го. Фото c сайта www.hse.ru
1 марта вступают в силу поправки к закону об Институте национальной памяти (ИНП), которые иначе как закон о Холокосте не называют. Он предусматривает наказания – от крупного денежного штрафа до трехлетнего тюремного заключения – каждого, кто осмелится публично приписать полякам соучастие в преступлениях Третьего рейха, что рассматривается как обвинение в причастности к уничтожению евреев. Закон также вводит уголовную ответственность за использование словосочетания «польский лагерь смерти» и пропаганду идеологии украинских националистов.
Еще на стадии прохождения обновленного закона в Сейме и Сенате документ вызвал острую негативную реакцию – в самой Польше и за рубежом, особенно в Израиле, США и Украине. Он воспринимался как покушение на свободу слова и запрет на обсуждение преступлений в отношении евреев во время Второй мировой войны. Несмотря на многочисленные требования наложить вето, президент Анджей Дуда подписал скандальный закон 6 февраля. Правда, для установления соответствия Основному закону направил его в Конституционный суд (см. «НГ» от 07.02.18).
Однако вчера Дуда, выступая в Центре еврейской общины в Кракове, назвал яблоком раздора одно из положений закона и признал, что когда первоначально с ним знакомился, то документ не вызвал у него как юриста больших сомнений. Речь об исключении ответственности лиц, ведущих научные исследования. По словам Дуды, появились «совершенно драматические интерпретации», что могут подвергнуться наказанию даже лица, уцелевшие в Холокосте. «Ничего хуже случиться бы не могло, если бы до такой ситуации дошло», – добавил президент.
Тем не менее возникла ситуация, по всей видимости, заранее не просчитанная. Согласно юридическим процедурам, будучи обнародованным в специальном правительственном издании, закон в первый день весны вступает в жизнь, и Генеральная прокуратура может привлечь к ответственности нарушителей. Первым под прицелом оказался Ян Томаш Гросс – родившийся в Варшаве американский историк и политолог, автор всколыхнувших всю Польшу книг «Соседи» (о массовом убийстве поляками евреев в местечке Едвабне 10 июля 1941 года) и «Страх. Антисемитизм в Польше после Аушвица» (о погромах в 1946-м). В интервью немецкой Welt еще в 2015 году Гросс заметил: «Поляки, например, по праву гордились сопротивлением их общества нацистам, однако в действительности за время войны они убили больше евреев, чем немцев». Это высказывание, как утверждает сенатор от партии власти «Закон и справедливость» (ЗиС) Ян Жарын, вполне «подпадает под закон об ИНП». (Кстати, в 1996 году Гросс был награжден Орденом Заслуг перед Республикой Польша – за вклад во взаимопонимание между Польшей и другими странами и народами. – В.М.)
Ряд известных деятелей и историков выступил с призывом приостановить действие закона. Неожиданно их поддержал маршал Сената Станислав Карчевский, который заявил, что закон об ИНП «не будет действовать» до выяснения спорных моментов Конституционным судом, решение которого «создаст поле для спокойной дискуссии». Этим спикер верхней палаты парламента лишь подлил масла в огонь и вызвал недоумение в администрации президента и правительстве. «Закон принят парламентом и подписан президентом, а потому через несколько дней войдет в силу», – уточнил замминистра иностранных дел Ян Дзедзичак, успокаивая при этом израильтян, опасения которых якобы необоснованны.
Публицист Анджей Станкевич напомнил, что Карчевский, представляющий ЗиС, по распоряжению ее лидера Ярослава Качиньского в экстренном порядке провел закон об ИНП через Сенат, «не выражая при этом ни малейших сомнений». А теперь оказывается, что пресловутый закон далек от совершенства и ему место в долгом ящике.
Пока же местные СМИ продолжают сыпать соль на раны, не скрывая многие случаи антипольских протестов. Широкий резонанс получила информация из США, где еврейские организации начали сбор подписей под петицией, призывающей Белый дом к замораживанию отношений с Польшей до отклонения ею закона об ИНП. На интернет-странице инициаторы акции пишут: «Польша, никогда не позволим тебе отрицать Холокост». В США и других странах демонстрируется ролик, в котором молодые американцы говорят, что «могут сесть в тюрьму за то, что скажут через минуту», уточняя при этом: «про польский Холокост».
В Варшаве эффект от подобных акций стараются погасить и поддерживать польско-еврейский диалог. Известный политик Павел Коваль откликается в Twitter: «Понимаю эмоции, но не стоит без конца распространять такие и подобные фильмики. В общественных медиа должна быть гигиена дискуссии».
Ясно одно: джинн выпущен из бутылки. Вице-председатель ИНП Матеуш Шпытма с сожалением подтвердил: масштабы нападок на Польшу стали гигантскими. «Мы постоянно ведем мониторинг ситуации. Критика в СМИ Польши и поляков сейчас приобрела образ айсберга. Это страшно. Раньше негативное отношение к Польше только тлело, сегодня – это уже пожар», – признался он. Историк считает, что «нынешнее негативное отношение к Польше – это не только проблема обновления закона об ИНП, предусматривающего тюремное заключение за приписывание Польше и польскому народу ответственность за Холокост, это также результат многолетних упущений». Теперь, по его словам, выстраивание образа Польши в мире должно стать долгосрочной деятельностью государства, результаты которой придется ждать годы.
комментарии(0)