Фото Lukas Schulze/Getty Images
Германия озадачена. Многие города намерены закрыть доступ для дизельного транспорта. Федеральный административный суд (ФАС) в Лейпциге повторно рассмотрел эту проблему. Приговор таков: местные власти в принципе могут устанавливать ограничения. Между тем, автомобилями с такими двигателями владеют миллионы бундесбюргеров. Так что непосредственная острота темы для людей, коммун, автопрома очевидна. А в политическом плане не менее значима, чем съезд ХДС, который представил новую правительственную и партийную команду канцлера Ангелы Меркель.
Вердикт высшей судебно-административной инстанции в Лейпциге был призван решить, насколько допустимы меры против загрязнения атмосферы автомобильным движением. Причем наиболее ущербными в этом отношении признаны двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизельном топливе. По данным экологического ведомства, именно на автотранспорт приходятся 72,5% вредных выбросов и пыли.
Дизельная проблема волнует немцев с той поры, как в США уличили концерн «Фольксваген» в поставках машин с дизельными двигателями, выхлопы которых превышают декларируемые нормы. Скандал обернулся сменой руководства концерна, выплатой более 4 млрд. евро штрафов американским клиентам, осуждением некоторых представителей фирмы в США. С причастностью еще ряда брендов к махинациям и картельному сговору пострадал имидж всего немецкого автопрома. Правда, сама отрасль пока особенно не тужит. По свежим данным Федерального статистического ведомства в Висбадене, автоэкспорт составляет 18,3% немецких зарубежных поставок и оценивается за прошлый год в 234,4 млрд евро.
Но сейчас речь идет о последствиях скандальных обстоятельств в самой Германии. Почти 70 городов ФРГ озаботились слишком высокими в их атмосфере показателями угарного газа. Местные инициативы в борьбе с этим путем запретов на въезд дизелей в пробном порядке были даже проявлены в таких крупных центрах, как Дюссельдорф и Штутгарт. Но вызвали также недоумение, протесты. Как быть, к примеру, владельцам автомобилей, если двигатель ограничивает использование машины и свободы передвижения? Северный Рейн-Вестфалия и Баден-Вюртемберг соответственно обратились в ФАС с просьбой о ревизии постановлений местных судебных органов, которые касались ограничений для дизельных автомобилей.
Ревизию суд в Лейпциге отверг, а зоны табу – счел принципиально допустимыми при условии проверки относительности планов обеспечения чистоты воздуха. От треволнений это немцев не избавит. Проблема ведь связана с собственностью на дизельные автомашины. А для индустрии с целесообразности их дальнейшего производства в крупных объемах. В совокупности это неизбежно будет предметом политики «большой коалиции», если проект договора о ней наберет большинство в рядах СДПГ вслед за однодневным съездом ХДС.
Председатель партии канцлер Ангела Меркель явно исходила из того, что так и будет. Ради этого она перемешала все свое ближайшее окружение. Одних соратников отстранила, а съезду представила ряд новых, некоторые из которых почти не известны публике. На важнейшую должность руководителя ведомства федерального канцлера выдвигается Хельге Браун 45 лет, врач-анестезиолог, но уже член Бундестага. Министром просвещения предлагается сделать депутата Бундестага Анью Карличек, 46 лет, связанную с отельным бизнесом, но никак не известную в сфере образования.
Съезд принял эти и другие новые лица «по списку Меркель» не вдаваясь в детали. В остальном форум отличался от прежних таких мероприятий. Да аргументы канцлерин, призывавшей одобрить новую «большую коалицию», тоже были приняты. К тому же - 97% голосов. Лишь 27 делегатов были против. Но оставалось только удивляться, как много – более 40 – участников хотели высказаться. Видимо, в партии, где все уже 18 лет выстраивается под политику и канцлерство ее бессменного лидера, накипело.
Главным событием понедельника несомненно стало избрание нового генерального секретаря ХДС. Председатель партии Меркель предложила на этот второй по значимости партийный пост, с которого она сама совершила шаг во власть, главу региональной организации ХДС и премьер-министра Саара Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Выступая перед съездом, АКК, как сокращенно ее именуют, подняла давно не поминавшиеся темы и проблемы, имеющие прямое отношение к потере доверия и бегству избирателей, подспудному противостоянию консервативного, либерального и социального крыльев партии, отсутствию у нее ответа на вызовы века. Все это и даже энергетика АКК были восприняты на ура. А результат избрания – практически 99%.
Не знаю, ожидала ли такого канцлер, чтобы массовая Bild-Zeitung выносила в огромный аншлаг «Крамп-Карренбауэр украла шоу у Меркель». Другие СМИ тоже оповещают, что в ХДС родилась новая звезда. В Германии, однако, эйфории лучше не предаваться. В марте прошлого года Мартин Шульц был избран председателем СДПГ 100% голосов, а сейчас значится в немецкой политике персоной нон-грата. Еще вопрос, как сложатся отношения между двумя сильными фигурами во главе ХДС.
комментарии(0)