Фото Ian Forsyth/Getty Images
Израиль и Ливан обменялись воинственными заявлениями, обозначив начало новой конфронтации, которыми и без того перенасыщен ближневосточный регион. Причиной резкого обострения обстановки послужил дележ углеводородных ресурсов на восточно-средиземноморском шельфе в условиях неурегулированности спора о морских границах между двумя странами. Не исключено, что в конфликт окажутся втянутыми как страны региона, так и влиятельные внешние игроки, а сам он перейдет в плоскость борьбы против Ирана и «Хезболлы». Россия в этих условиях может сыграть роль миротворца.
История конфликта уходит корнями в 2010 год, когда у берегов Израиля были обнаружены месторождения нефти и газа, получившие названия Тамар и Левиафан. На первом, резервы которого оцениваются в 240 млрд куб. м газа, добыча началась еще в 2013-м. Резервы второго составляют около 535 млрд куб. м и 34 млн баррелей конденсата. На южно-ливанском шельфе, граничащем с Израилем, тоже обнаружили газ – 710 млрд куб. м. Казалось бы, хватит всем – и еврейскому государству, и ливанцам, причем надолго. Но то, что для других могло сразу же стать благом, для стран Ближнего Востока грозит превратиться в долгую и даже кровавую тяжбу.
Тель-Авив настаивает на том, что морская граница должна проходить чуть севернее, Бейрут – южнее. Площадь оспариваемого участка морского дна в виде узкой полоски треугольной формы составляет не более 850 кв. км. Казалось бы, и делить-то нечего. Но все дело в том, что именно здесь, на шельфовом участке («блоке») под номером 9, по мнению геологов, могут быть крупные запасы газа, сравнимые с месторождением Тамар.
До поры стороны вели себя довольно осторожно и воздерживались от выдачи лицензий на проведение разведки на спорных участках. Но все-таки не устояли: возможно, из-за того, что стали проявлять активность соседи. Кипр, например, заявил, что вот-вот соберет заявки от потенциальных участников тендера на разработку трех своих морских участков к югу от острова, где тоже нашли газ.
В марте 2017 года правительство Ливана объявило тендер на разведку и разработку шельфовых месторождений. В ответ Израиль разморозил ранее приостановленную лицензию на разведку газа рядом с морской границей Ливана. Ну а дальше как по накатанному: на каждый шаг одной стороны сразу же следовал ответ другой.
Недавно Ливан выдал лицензию на разведку в «блоке» 9 консорциуму французских, итальянских и российских компаний. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман объявил этот шаг «очень провокационным», поскольку «блок» 9, на его взгляд, вообще принадлежит еврейскому государству, а также пригрозил Ливану войной. Выступление Либермана только раззадорило лидера «Хезболлы» шейха Насраллу. Он сразу заявил, что Ливан достаточно силен, чтобы противостоять давлению США и Израиля, и в состоянии вывести из строя израильские буровые установки. Его поддержал даже Самир Джааджаа, лидер «Ливанских сил» – блока, объединяющего часть партий христиан-маронитов, традиционных врагов «Хезболлы», не говоря уже о Набихе Берри, спикере ливанского парламента, заодно возглавляющем «Амаль», более умеренную организацию шиитов.
Отреагировали и в Вашингтоне. В регион прилетел и уже приступил к челночным операциям между Бейрутом и Иерусалимом исполняющий обязанности помощника госсекретаря США Дэвид Сатерфилд. Его предложение заключается в том, чтобы поделить «злополучный треугольник», отдав две трети ливанцам, а оставшуюся часть израильтянам. Бейрут такой вариант не устраивает. Там 9-й «блок» представляют единым и неделимым и, конечно, ливанским. К тому же ливанцы не очень хотят американского посредничества. Признанием Иерусалима столицей Израиля и переносом туда посольства США Трамп испортил жизнь своим дипломатам.
Развести Ливан и Израиль по углам боксерского ринга еще до начала боя могла бы Россия. Москва имеет неплохие отношения с обоими государствами и могла бы попытаться убедить слишком горячие головы с обеих сторон умерить пыл. Тем более что на днях в ряде СМИ, правда, в основном арабоязычных, промелькнули сообщения о подготовке к заключению договоренностей о военном сотрудничестве между РФ и Ливаном. Они предусматривают чуть ли не проведение общих военных учений и совместное использование баз в Ливане. Возможно, кто-то пытается выдать желаемое за действительное, но, может быть, для таких сообщений есть основания.
Между тем израильтяне ясно дают понять, что они полны решимости защищать то, что считают своей собственностью. На стапелях в Германии по заказу Израиля на днях были заложены четыре корвета. Корабли, оборудованные вертолетными площадками и ракетными установками, будут переданы в состав его ВМС в 2020–2022 годах.
комментарии(0)