Фото Dan Kitwood/Getty Images
Глава Форин офиса Борис Джонсон выступил с программной речью по брекзиту, в которой обозначил свои красные линии в переговорах с Евросоюзом. Он также заверил противников брекзита в тщетности попыток остановить процедуру выхода Британии из ЕС. В ближайшие недели окончательную стратегию по переговорам Лондона с Брюсселем должна обозначить премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.
Джонсон назвал благородным чувство солидарности, которое многие британцы испытывают в отношении ЕС. В то же время он подчеркнул: противники брекзита должны перестать саботировать планы правительства по выходу из ЕС. Отказ от брекзита, то есть проведение повторного референдума по этому вопросу, стало бы «чудовищной ошибкой и привело бы к обвинениям (властей. – «НГ») в предательстве», убежден глава Форин офиса.
Вместе с тем Джонсон признал: просто говорить сторонникам членства в ЕС: «Вы проиграли, смиритесь с этим» – недостаточно. Необходимо рассказывать, какие возможности открывает для королевства брекзит и как этими возможностями смогут воспользоваться все без исключения британцы. «Если мы хотим, чтобы этот проект (выход из ЕС. – «НГ») стал национальным успехом – а мы обязаны это сделать, – то необходимо в том числе заручиться поддержкой тех, у кого все еще остаются сомнения на этот счет», – заявил министр.
Брекзит, убежден он, предлагает стране больше поводов для надежды, чем беспокойств. Причем оптимизм Джонсона распространяется и на экономическую сферу. «Львиная доля роста мировой экономики – продукт деятельности стран за пределами ЕС, в частности Азиатско-Тихоокеанского региона», – отметил он. Отсюда уверенность министра в пользе, которую Британия получит от свободной торговли с государствами по всему миру.
Впрочем, Джонсон уточнил: успех Британии возможен лишь в случае обретения ею полноценного суверенитета. «Только после возращения себе контроля над нашими законами британские фирмы и предприниматели снова получат свободу для инноваций, не рискуя нарушить какие-то директивы, разработанные в Брюсселе», – сказал он.
Хотя королевство и останется частью Европы с «практической и психологической точки зрения», считает Джонсон, британцы не хотят находиться под политическим контролем Евросоюза. «Если бы мы хотели узнать имя человека, который составлял план будущего интеграции ЕС, то мы едва ли смогли бы его найти – не говоря уже о том, чтобы отстранить его от должности. Именно поэтому люди проголосовали за выход из ЕС – не потому, что они ненавидят европейскую культуру или цивилизацию, а потому что хотят получить контроль над теми, кто ими правит», - подчеркнул он.
Затронул Джонсон и тему иммиграции. По словам главы МИД, Британия продолжит нуждаться в «талантливых людях» и после «развода» с ЕС. Тем не менее правительство должно иметь право пускать в страну лишь тех, чьи навыки ей по-настоящему необходимы: «Мы должны задать себе несколько неприятных вопросов по поводу последствий, к которым привели 20 лет бесконтрольной иммиграции низкоквалифицированной, дешевой рабочей силы».
Впрочем, заявления Джонсона убедили не всех. «Борис представил оптимистичное видение Британии как глобальной державы. Надеюсь, что он прав. Однако его речь никак не затронула серьезные практические проблемы, с которыми люди столкнутся в случае жесткого брекзита», – написала в Twitter депутат-консерватор Сара Вулластон.
«Борис Джонсон не обладает тем уровнем компетенции, чтобы читать лекции по поводу бессмысленности опасений и предательства с нашей стороны, учитывая его бесстыдное поведение (в ходе кампании по референдуму по брекзиту. – «НГ»)», – заявил депутат-лейборист Чука Умунна – один из главных членов организации Open Britain, выступающей против жесткого брекзита. Он напомнил, что перед референдумом нынешний глава МИДа распространял ложные заявления. В их числе – предупреждение о скором вступлении в ЕС Турции, а также обещание выделить 350 млн фунтов на нужды здравоохранения после брекзита.
Нарекания речь Джонсона вызвала и в Брюсселе. В частности, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отверг предположение, что Брюссель ставит перед собой цели объединить европейские страны в одно государство. «Я категоричный противник европейского супергосударства. Мы не Соединенные Штаты Америки, а Европейский союз. А Европейский союз не может строиться в ущерб европейским нациям», – сказал он, комментируя речь Джонсона.
Отметим, что Лондон и Брюссель готовятся ко второму этапу переговоров по брекзиту, который коснется формата их дальнейшего торгового и экономического сотрудничества. Контуры приоритетов британской стороны, как сообщает агентство Bloomberg, Мэй представит в течение следующих нескольких недель.
Между тем внутри кабинета министров сохраняются противоречия. Как пишет издание Times, в правительство Мэй разделилось на два лагеря. В первый из них входят канцлер казначейства Филип Хаммонд, глава МВД Эмбер Радд и министр по делам бизнеса Грег Кларк. Они хотят оставить в силе большинство действующих в Британии мер регулирования бизнеса – в том числе тех, которые королевство «унаследовало» от ЕС.
Хаммонду оппонируют соратники Джонсона, делающие акцент на независимости Британии после брекзита. В отличие от главы казначейства, они намерены как можно скорее избавиться от всех мер регулирования ЕС, которые не устраивают Британию. Однако такие требования «команды Джонсона» чреваты опасными последствиями. Во-первых, нежелание соблюдать законы могут склонить ЕС к тому, чтобы закрыть свои рынки для британских фирм. Во-вторых, отказ подчиняться таможенным требованиям Брюсселя рискует привести к «жесткой границе» с Ирландией (см. «НГ» от 06.12.2017).
Готовность Лондона следовать правилам Евросоюза после брекзита облегчит жизнь британскому бизнесу и увеличит шансы успешного решения проблемы североирландской границы, считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. «Чем больше условий Великобритания согласится выполнять, тем больше у нее будет гарантий по сохранению тесного экономического сотрудничества с ЕС», – сказал он «НГ». Аналитик также отметил, что сохранение статус-кво в рамках Таможенного союза позволит границе между ЕС и Северной Ирландией оставаться более прозрачной.
В этом контексте, рассуждает Тэвдой-Бурмули, предложения умеренного лагеря в кабинете министров Мэй выглядят более взвешенными. «Совсем рвать связи с проектами ЕС – очень болезненная опция как для Северной Ирландии и, следовательно, внутренней стабильности Британии, так и для бизнеса», – заключил эксперт.
комментарии(0)