Работа северокорейских портов приостановлена из-за санкций. Фото Reuters
Вашингтон посылает противоречивые сигналы Пхеньяну. Вице-президент США Майкл Пенс заявил, что американцы могут побеседовать с северокорейцами, когда те будут готовы. Раньше Белый дом отказывался от переговоров, пока не получит согласия обсуждать ядерную программу. В то же время давление на КНДР будет продолжено. Эта двойная игра Вашингтона ведется на фоне наметившегося потепления отношений между Севером и Югом.
Тема ракетно-ядерного оружия в КНДР возникла и во время беседы по телефону между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом США Дональдом Трампом, состоявшейся в понедельник вечером.
По версии Белого дома, Трамп повторил, насколько важно предпринять дальнейшие шаги по ликвидации северокорейского ядерного потенциала.
В январе Трамп обвинил Россию в том, что она помогает КНДР обходить международные санкции. Агентство Reuters, ссылаясь на сведения из трех западных шпионских источников, сообщало, что в прошлом году северокорейский уголь был доставлен морем в Находку и Холмск. Там он был перегружен на суда, которые отправились в Южную Корею или Японию. Москва отрицает, что нарушает санкции ООН.
По данным южнокорейской газеты правого толка Chosun Ilbo, в нынешнем году КНДР из-за санкций может потерять 90% своего экспорта. Рестрикции беспрецедентны по своей жесткости. Газета утверждает, что только из-за них Пхеньян принял участие в Олимпиаде. Его цель – ослабить санкции. Президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину не следует попадаться на эту приманку.
Однако другие южнокорейские и западные СМИ пишут, что хозяева Олимпиады радушно приняли гостей с Севера. Сестра Ким Чен Ына переиграла Пенса. «Северная Корея явно выигрывает «золото», – сказал бывший министр иностранных дел Южной Кореи Ким Сунн Хван.
В беседе с «НГ» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов отметил: «Тезис о том, что именно жесткие санкции заставили Северную Корею пойти на улучшение отношений с Югом, весьма распространен на Западе. Его неоднократно повторял сам Трамп. Но тут много лукавства. Да, санкции ухудшают экономическое положение. Но когда в Южной Корее были у власти Пак Кын Хе и представители партии, нацеленной на ликвидацию КНДР, ни о какой межкорейской разрядке речи быть не могло. Ее и не было. А сейчас у власти другая партия, которая является последователем той политики, которую осуществляли президенты Ким Дэ Чжун и Но Му Хен в конце прошлого века и до 2007 года».
Тогда КНДР не находилась под санкциями. Ее экономическое положение было значительно спокойнее. Но она, как и сейчас, активно поддержала мирные инициативы, исходившие из Сеула в тот период. Тогда экономическое сотрудничество достигло наивысшего расцвета. Состоялись две исторические встречи в верхах. Лидер КНДР Ким Чен Ир встретился с Ким Дэ Чжуном, а потом с Но Му Хеном. Южная Корея стала главным экономическим партнером Севера.
«Сейчас к власти в Сеуле пришли люди, которые являются продолжателями этого курса. Мун Чжэ Ин был секретарем президента Но Му Хена. Возникла объективная основа для продолжения межкорейского сотрудничества, – пояснил Воронцов. – Понятно, что нация разделена. И когда люди смотрят друг на друга сквозь прицел пулемета, это ненормальная ситуация. Стремление к нормализации естественно, и благодаря Олимпийским играм сложилась крайне благоприятная атмосфера. Не вызывает сомнения, что корейцы по обе стороны границы искренне стремятся восстановить отношения».
Касаясь ядерной проблемы, эксперт подчеркнул, что она волнует южнокорейцев. Но здравомыслящие люди понимают, что это проблема между КНДР и США. Она и возникла как ответ северян на угрозу со стороны США, как средство выживания в этих условиях. Не Южная Корея угрожает КНДР, а США угрожают. Против них и направлен северокорейский ядерный меч.
«Я не думаю, что ядерная проблема станет препятствием для межкорейского диалога, если ситуация вновь резко не обострится. Денуклеаризация возможна лишь в условиях конструктивных переговоров. Россия выдвинула свои предложения. Она указала, что решение ядерной проблемы – это длительный процесс. Нужно предоставить КНДР серьезные гарантии безопасности. Тогда она сможет почувствовать, что способна жить без ядерного оружия и при этом не быть уничтоженной», – заключил эксперт.
комментарии(0)