0
4374
Газета В мире Печатная версия

12.02.2018 19:48:00

Схватка гигантов в тропическом раю

Индия и Китай борются за контроль над Мальдивами

Тэги: мальдивы, политический кризис, оппозиция, чп, индия, китай


мальдивы, политический кризис, оппозиция, чп, индия, китай Сторонники оппозиции недовольны введением на Мальдивах режима чрезвычайного положения. Фото Reuters

Мальдивские острова, притягивающие любителей подводного плавания, становятся горячей точкой мировой политики. Причиной тому политический кризис в государстве. Верховный суд неожиданно отменил приговоры девяти оппозиционерам, сидевшим в тюрьме или бежавшим за границу. Глава государства Абдул Ямин, правящий суровой рукой, отверг решение суда, арестовал двух судей и нескольких членов оппозиции. Ее лидер Мохаммед Нашид обратился с просьбой вмешаться к Индии, а президент направил послов в Китай, Пакистан и Саудовскую Аравию. Раньше Мальдивы были «под опекой» Индии, а теперь ее влиянию бросил вызов Китай, который превращает архипелаг в свою опору в Индийском океане.

До сих пор обласканным солнцем и окруженным теплыми водами островам серьезно угрожала одна напасть – глобальное потепление. Если уровень Индийского океана будет подниматься, то архипелаг в один прекрасный день может исчезнуть. Бывший лидер страны попытался взбудоражить мир такой перспективой, устроив заседание правительства в аквалангах под водой.

Но сегодня, как отмечает агентство АР, в связи с внутренними потрясениями страна оказалась втянутой в войну без выстрелов между Китаем и Индией, которые добиваются стратегического господства. На первый взгляд Пекин и Дели не желают втягиваться в смуту, начавшуюся 1 февраля, когда мальдивский Верховный суд аннулировал приговоры нескольким оппозиционным политикам, включая Мохаммеда Нашида, главного соперника президента.

Китайские и индийские чиновники утверждают, что не хотят вмешиваться во внутренние дела архипелага. Но в действительности они за кулисами домогаются верховной роли для своих стран в условиях, когда соперники апеллируют к зарубежным покровителям. Архипелаг состоит из 1,2 тыс. островов и имеет население 390 тыс. человек (по вероисповеданию это мусульмане-сунниты).

Президент Абдул Ямин направил посланцев в «дружественные государства» – Китай, Пакистан и Саудовскую Аравию, чтобы разъяснить свое поведение. Помимо ареста судей и оппозиционеров, он еще ввел чрезвычайное положение. Это вызвало подозрения, что Ямин собирается удерживать власть и после выборов, которые должны состояться в следующем году.

А Нашид, живущий после освобождения из тюрьмы в соседней Шри-Ланке, призвал Индию прислать войска, чтобы положить конец кризису. Традиционно Мальдивы входили в сферу индийского влияния. Когда в 1988 году группа наемников попыталась захватить власть, Индия вмешалась и помешала этому.

Но Мальдивы начали склоняться в сторону Пекина после того, как Нашид, занимавший пост президента, проиграл выборы в 2013 году. Ямин, пришедший ему на смену, ограничил свободу прессы и собраний, начались гонения на журналистов. Китай использовал перемены к своей выгоде. До 2011 года у КНР не было даже посольства на Мальдивах. А когда Ямин посетил Пекин в декабре прошлого года, две страны подписали соглашение о свободной торговле, которое ликвидирует большинство пошлин на продукцию из Мальдив, прежде всего рыбу, и открывает острова для китайских товаров, услуг, включая финансы, здравоохранение и туризм.

Пекин вкладывает сотни миллионов долларов в расширение аэропортов, строительство жилья и другие проекты. Туристов тоже больше всего приезжает из Китая. Пекин считает Мальдивы ключевой частью проекта «Один пояс – один путь». В Шри-Ланке и Пакистане эта политика привела к тому, что Китай на долгосрочной основе стал владельцем морских портов. Нашид заявляет, что Китай «покупает Мальдивы». В Пекине опасаются, что если во внутреннем кризисе верх возьмет Нашид, то баланс влияния изменится в пользу Индии.

Индия объявила, что встревожена введением чрезвычайного положения и арестами судей и политических деятелей. Аналогичную позицию заняли США. В ответ Пекин через таблоид Global Times, издаваемый главной партийной газетой, обвинил Дели в том, что он оказывает нажим на Мальдивы. Это представляет собой вмешательство во внутренние дела государства.

В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев отметил, что для Дели Индийский океан имеет ключевое значение. А Пакистан жалуется, что индийцы хотят превратить его в индийское озеро. Соответственно Дели не может равнодушно наблюдать за событиями на Мальдивах. Индия никогда не признавала необходимость держать Нашида в тюрьме, она осуждала арест. Лидеры Индии отказались ездить на Мальдивы. Они поддерживают оппозицию.

«Но поскольку страна живет за счет туризма, до серьезных столкновений там вряд ли дойдет. Есть разговоры, что Китай там собирается строить военно-морскую базу. На это Мальдивы не пойдут. На островах была уже военная база – британская. Мальдивам база новая совершенно не нужна. Это принесет вред туризму. Я сомневаюсь, что китайско-индийские противоречия на Мальдивах выльются в острую форму. Хотя они отражают растущее соперничество двух держав в регионе», – заключил эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
402
В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

В индийской Колкате победили Магнус Карлсен, Александра Горячкина и Катерина Лагно

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

0
366
Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
431
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1830

Другие новости