За восемь лет войны во Вьетнаме погибли 58 тысяч американских солдат, еще 303 тысяч получили ранения. Фото 1966 года
Вьетнам отмечает важную дату в истории своей многолетней борьбы за национальную независимость – 50-летие генерального наступления в праздник Тэт – Новый год по лунному календарю. После того наступления армии Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) 21–31 января 1968 года и взятия древней столицы и старейшего культурного центра страны на Ароматной реке – города Хуэ – изменился весь ход событий в войне Сопротивления.
К лету 1967 года стало очевидно, что война в Южном Вьетнаме затягивается и растут масштабы интервенции США. В июле того же года вьетнамское руководство приняло решение отказаться от ставки на изматывание американских и сайгонских войск в затяжной войне и активизировать наступательные действия, чтобы путем крупной и успешной операции приблизить победоносное окончание войны. Ведь примерно так закончилась первая война Сопротивления против французских колонизаторов после их разгрома в вошедшей в историю операции под Дьенбьенфу в мае 1954-го.
Подготовка наступления началась осенью 1967 года рядом кровопролитных и, как сначала казалось, довольно бессмысленных боев в различных районах страны. Но их настоящая цель по всем правилам военного искусства состояла в отвлечении сил противника от направления главного удара. С этой же целью 21 января 1968 года силы НФОЮВ осадили американскую базу морской пехоты Кхесань в районе демилитаризованной зоны южнее 17-й параллели. Утром 30 января атакам подверглись такие же базы в Дананге, Плейку и в хорошо известном сегодня нашим туристам Нячанге, а также еще в девяти городах Центрального Вьетнама. В ночь на 31 января был обстрелян президентский дворец в Сайгоне, Генштаб сайгонской армии, аэропорт, посольство США и многие другие объекты. Одновременно активизировались местные партизанские части в разных частях страны. Но основной удар был нанесен именно на праздник Тэт 30 января в главном городе Центрального Вьетнама Хуэ. Он был полностью освобожден силами НФОЮВ и оставался под их контролем до 25 февраля, то есть почти месяц.
После первоначальной паники американцам все же удалось организовать контрнаступление, и главные силы НФОЮВ были вынуждены отступить, понеся значительные потери. В американской печати до сих пор это наступление преподносится как сильнейшее поражение НФОЮВ. С военной точки зрения оно действительно стоило дорого. Вооруженным силам НФОЮВ, кроме Хуэ, больше одного-двух дней не удавалось удержать ни одного другого города. По разным, естественно, сильно преувеличенным данным, американцы насчитали убитыми около 40 тыс. бойцов сил освобождения. Их собственные потери тоже были немалыми – около 4 тыс. человек и более 5 тыс. в сайгонских войсках.
Но политическое значение наступления было исключительно велико. Выяснилось, что войска сайгонских властей отнюдь не горят желанием воевать. Вся операция нанесла интервентам мощный и неожиданный удар, который сильно подорвал их боевой дух. Это вынудило генерала Уильяма Уэстмореленда запросить в Вашингтоне еще 206 тыс. американцев, чтобы, как он обещал, завершить военные действия. Для этого требовалась дополнительная мобилизация призывников и резервистов, на что президент Линдон Джонсон идти уже не мог. Сильнейшее впечатление в США и во всем мире произвели кадры обстрела посольства США в Сайгоне. В Америке начало набирать силу антивоенное движение. И это в год президентских выборов. В результате последовали отказ Джонсона баллотироваться на второй срок, очередная пауза в бомбардировках ДРВ и предложение начать переговоры. Правительство ДРВ вскоре приняло это предложение, что позволило приступить к предварительным переговорам, приведшим в конечном счете к Парижским соглашениям 1973 года и выводу американских войск из Вьетнама.
Вьетнамский синдром, как называют тяжкие воспоминания о проигранной войне, в США до сих пор не преодолен. Там по-прежнему выходит множество научных и псевдонаучных трудов, а также мемуаров отставных генералов, политиков и дипломатов, ищущих ответа на причины провала и возлагающих вину за него друг на друга. Это поражение США, первое за 200-летнюю историю, прозвучало как предостережение для всех: внутриполитические проблемы другой страны не разрешить вторжением извне. Оно доказало на практике, что во второй половине ХХ века военная сила перестала быть продолжением внешней политики, пусть даже иными средствами. В так называемой ограниченной войне она больше не могла, во всяком случае, не должна была рассматриваться как средство достижения политических целей.
Казалось бы, американцы сделали для себя вывод – больше никаких Вьетнамов! Не случайно именно так назвал свои мемуары бывший президент Ричард Никсон, который писал: «Ни одно событие в американской истории не понимается настолько неверно, как война во Вьетнаме. О нем лгали тогда и его извращают в воспоминаниях сегодня. Редко так много людей заблуждается в столь многих вещах. Никогда еще последствия их заблуждений не были столь трагическими».
Но жизнь, к сожалению, показала, что должных выводов из этого сделано не было.
комментарии(0)