0
3601
Газета В мире Интернет-версия

18.01.2018 18:24:00

Оглашен приговор по кощунственному перформансу в бывшем лагере смерти

Организатор акции, этнический белорус, получил полтора года тюрьмы

Тэги: польша, освенцим, аушвицбиркенау, концлагерь, акция, суд, криминал, правосудие, фашизм, экстремизм


польша, освенцим, аушвиц-биркенау, концлагерь, акция, суд, криминал, правосудие, фашизм, экстремизм Фото GettyImages

Суд польского города Освенцим закончил слушания по делу акционистов, обвиненных в оскорблении памяти узников лагеря смерти Аушвиц-Биркенау. Организатор акции, этнический белорус, получил полтора года тюрьмы. Его помощник, тоже белорус, проведет в тюрьме 14 месяцев. Остальные 10 акционистов получили по году общественных работ.

В конце марта прошлого года четверо белорусов, украинец, немец и шестеро поляков провели у ворот бывшего лагеря смерти акцию «Love mach frei» (по аналогии с лозунгом на воротах лагеря «Arbeit macht frei», «работа делает свободным»). «Ведущие» акции, белорусы Адам Беляцкий и Никита Валадзько, на глазах у окружающих зарезали ягненка. Кровью животного они написали на белом полотне «Love mach frei» и, забравшись к ажурной арке бывшего концлагеря, подвесили туда самодельный баннер, после чего спустились. Затем все двенадцать акционистов разделись догола, сковали себя наручникам и сели у самого входа в бывший лагерь – перед воротами, сторожевой будкой и шлагбаумом. Действо, намеченное как «антивоенное», продлилось недолго. Оскорбленные сотрудники мемориального музея в Освенциме срочно вызвали полицию. Закованных в наручники нудистов – акционистов, двое из которых были вымазаны в крови убитого ягненка, быстро задержали и заключили под стражу.

Суд над активистами состоялся на днях, накануне 73 годовщины освобождения узников Освенцима Красной Армией. В заявлении администрации музея говорилось, что использование территории музея для любых акций подобного рода заслуживает наказания. «Обнаженку» с убийством ягненка у ворот бывшего лагеря сотрудники музея назвали вопиющим оскорблением памяти замученных узников Аушвица – Биркенау и всех жертв нацизма. Сотрудники музея говорили, что из – за вандалов музей на три часа был вынужден прекратить работу и понес убытки, посетители получили психологические травмы. Обвиняемые акционисты придерживались совсем другого мнения. Никита Валадзько на суде сказал: он и его товарищи объединились в группу «Love mach frei» и провели акцию в Освенциме с целью показать миру, что он не понял ничего из того, что нацисты делали в Аушвице. «Я сам еврей. Мои родственники погибли в Холокосте. Мы, к сожалению, не поняли со времен Холокоста, что убийство это плохо, поэтому люди продолжают убивать». На суде был представлен манифест акционистов, составленный Валадзько и организатором группы Адамом Беляцким. «Нашей целью не было осквернение памятника или оскорбление посетителей музея и жертв фашизма. Но мы понимали, что проведя свою акцию на территории лагеря, будем услышаны всем мировым сообществом. Мы входим на территорию музея бывшего концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау, под надпись «Arbeit macht frei». Все раздеваются и приковывают себя наручниками и цепями к воротам, становятся на колени и читают антивоенный манифест-молитву (которая не имеет ярко выраженного отношения к религии, а является лишь просьбой к Богу о мире на нашей земле), сжигая свою одежду. Мы завешиваем в надписи над нами слово Arbeit словом «LOVE» делая из нее надпись Love macht Frei. На всех телах надписи городов где идут боевые действия и гибнет мирное население. Мы чувствуем омерзение к фашизму и насилию такое же, какое фашисты чувствует к нам. Мы скорбим по всем невинно убиенных в лагере смерти. Невинные люди, дети гибнут по всей планете до сих пор. И символом этой невинности была овца. Живя вдали от военных действий мы не видим всего ужаса насилия которое происходит в Украине, в Сирии, Ираке и других странах. Овца стала нашей жертвой, демонстрацией того как беспощадна в своей сути война, что война забирает жизнь навсегда. Эта жертва была вынужденной. Для нас она символ невинного существа, которое страдает ни за что.

Все зрелище перформанса не должно вызывать симпатии к нам, оно должно заставить понять как ужасна война и по сей день. Действия охраны и полиции – это продолжение продуманного нами плана. Так же, как участники были закованы в наручники, так и граждане должны сковывать насильственные действия своего правительства, запрещая применение насилия и политику крови. Как человеческая мысль и наука победили чуму, так же люди должны покончить с ненавистью человека к человеку, и победить такое явление как война».

Лидер группы «Love mach frei» Адам Беляций – сын белорусского националиста Алеся Беляцкого, основавшего вместе с Зеноном Позняком партию «Белорусский народный фронт». Отец акциониста находится в оппозиции к России и режиму Александра Лукашенко, руководит правозащитным центром «Весна». После освобождения в 2014 году из колонии, куда Алеся Беляцкого отправили за антигосударственную деятельность, оппозиционер перебрался на постоянное место жительства в Европу. Его сын Адам выучился в Лодзи на театрального режиссера.

«Из этой комнаты должен выйти ясный сигнал о том, что подобные события не должны повторится. У общества должно сформироваться убеждение, что мы отреагировали быстро, правильно и строго», – цитировала Gazeta Krakowska обвинителя по делу о «ритуальном» убийстве ягненка в Освенциме Мариуша Сломки. «Говоря о мире, как о своей цели, они убивают животное. В нашей стране не может быть такой жестокости», – передает Gazeta Wyborcza слова общественного обвинителя, зоозащитницы Катажины Тучиньской. «Я к этому отношусь как к репрессиям сталинских времен относительно артистов. Полное ущемление прав артистов на самовыражение и свободу слова — вот как они поступают с нами. Вот их благодарность за наше творчество. Циничное и абсолютно расчетливое поведение на суде обвинения», - заявил Никита Володзько в комментарии белорусским СМИ. После акции в Освенциме его должны отчислить из краковской Академии театрального искусства и запретить работать по специальности в течение пяти лет. Его товарищ по акции Беляцкий также вряд ли сможет после «перформанса» работать в Польше режиссером. Тюремные сроки Беляцкий и Володзько должны отбывать по месту совершения преступления – в Освенциме, но возможно, что их экстрадируют в Белоруссию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фемида слепо верит экспертизе

Фемида слепо верит экспертизе

Екатерина Трифонова

Суды неохотно проверяют заключения назначенных специалистов

0
433
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
1238
Ирина Подносова сохранит наследие Вячеслава Лебедева

Ирина Подносова сохранит наследие Вячеслава Лебедева

Дарья Гармоненко

Преемственность в политике распространяется и на Верховный суд

0
1218
Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Варшава поддерживает с Минском непубличный диалог

Дмитрий Тараторин

Судьба известного заключенного решается на фоне новых атак мигрантов на польскую границу

0
1600

Другие новости