0
8490
Газета В мире Интернет-версия

15.12.2017 00:01:00

НАТО переходит в кибернаступление

Тэги: нато, центр, кибероборона, петр павел, эстония, киберпреступления, телефонный терроризм


нато, центр, кибероборона, петр павел, эстония, киберпреступления, телефонный терроризм Генерал Петр Павел оценил работу эстонского киберцентра альянса. Фото со страницы Петра Павела в Twitter

НАТО планирует создать собственный центр киберобороны в рамках мер, направленных против России и ее союзников. Именно в таком ключе следует рассматривать визит в Эстонию председателя военного комитета НАТО чешского генерала Петра Павела. В Таллине он посетил Центр компетенции киберобороны альянса. 

По официальной версии, центр призван заниматься обобщением передового опыта по совместной защите стран НАТО от киберугроз. Однако совсем скоро он, видимо, обретет другое качество и станет в НАТО специальным центром по проведению киберопераций, то есть штабной управленческой структурой. Такое решение месяц назад министры обороны стран Североатлантического альянса приняли на своем саммите. 

Где будет создан центр, не сообщалось. Но визит Павела в Эстонию и его переговоры с военным руководством этой страны говорят о том, что возможные виртуальные боевые действия против России будут организовываться именно оттуда. Вчера на встрече с командующим Силами обороны Эстонии генералом Рихо Террасом председатель военного комитета НАТО рекомендовал Эстонии сосредоточиться на киберобороне. В этой стране, по утверждению Терраса, в будущем году появятся собственные кибервойска. По примеру США подобные войска сформировали уже практически все страны НАТО и многие их партнеры, в том числе Украина и Грузия. Теперь они должны показать (а некоторые уже показывают) свою эффективность, и не только в сфере киберобороны, но и кибернаступления.

На саммите НАТО в Варшаве в июле 2016 года киберпространство было признано «сферой операций, где организация должна так же эффективно обороняться, как в воздухе, на суше и на море». При этом, по словам генсека военного блока Йенса Столтенберга, «важно развивать возможности обороны и быть готовым к ответу». То есть кибервойска НАТО будут выполнять и наступательные функции. Ими, видимо, и наделят создаваемый в альянсе центр. Он должен, по мнению генсека НАТО, на всех уровнях «интегрировать киберкомпонент» в альянс. «Мы подключаем национальные киберпотенциалы, как и другие потенциалы. Они будут по-прежнему под национальным управлением, но станут неотъемлемой частью наших операций», – обрисовал перспективу Столтенберг. По его словам, это усилит кибероборону стран – членов НАТО в рамках создания новой модернизированной командной структуры альянса по образу той, что с 2010 года действует в США.

В Пентагоне киберпространство рассматривают как новый театр военных действий. В связи с этим кибервойска прогнозируют угрозу и защищают государственные оборонные структуры от хакерских атак. Особое внимание уделяется защите военных штабов, объектов связи и управления, других коммуникаций. Одновременно Пентагон готов вместе с союзниками наносить киберудары по противнику, в том числе посредством пропагандистских (рекламных) акций, распространения нужной информации и дезинформации.

Военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев считает, что в некоторых странах НАТО (США, Турции, Канаде) и у их постсоветских партнеров (Украине) уже существуют эффективные структуры, способные организовывать и проводить подобные долгосрочные военно-кибернетические операции против РФ. Примером подобных операций эксперт называет многочисленные телефонные звонки виртуальных террористов в сентябре во время проведения стратегических маневров «Запад-2017». По мнению Неткачева, данные МВД России, которые на днях были опубликованы, эти выводы подтверждают. По данным ведомства, с сентября по настоящее время выявлено 2,7 тыс. таких фактов. Замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов подчеркнул, что «по интенсивности звонков лжетеррористов мы можем говорить, что, по сути, речь шла о кибернападении на территорию Российской Федерации».

Однако кто напал, до сих пор не ясно. По мнению Неткачева, это дело рук киберкомандования США. «Используя IT-технологии, телефонные террористы звонили из Сирии, Турции, Украины, США и Канады, – говорит эксперт. – Это страны, где кибервойска Пентагона и его союзников имеют военные базы, объекты, центры, что давало им возможность  действовать беспрепятственно». По словам Неткачева, подобные IT-атаки телефонных террористов могут повториться, а эффективного средства борьбы с этими атаками Россия не нашла. «Если же подобное будет организовано из формируемого сейчас единого центра НАТО, ущерб для России может быть и больше. Значит, срочно надо искать противоядие», – полагает собеседник «НГ».   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
399
За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

За последние 10 лет в России исчезло каждое третье предприятие

Ольга Соловьева

В минувшем году показатель выживаемости бизнеса в стране оказался максимальным с 2010 года

0
669
Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Партия Миронова вернулась к надежному истоку

Дарья Гармоненко

На выборах к левому электорату обратятся все политические силы

0
463
Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

Рособрнадзор поддержал сдачу ОГЭ только по русскому и математике в пяти регионах

0
332

Другие новости