0
4259
Газета В мире Интернет-версия

12.12.2017 00:01:00

Сергей Лавров пытается смягчить разногласия между Дели и Пекином

Тэги: индия, россия, китай, мид, лавров, свардж, ван и, антитеррор, ядерные поставщики, гяп


индия, россия, китай, мид, лавров, свардж, ван и, антитеррор, ядерные поставщики, гяп Фото пресс-службы МИД РФ

В Дели состоялась встреча глав МИД России, Индии и Китая. Основой для консультаций в трехстороннем формате (РИК) послужили контакты в ООН в 2003–2005 годах. Тогда в Москве рассчитывали, что сотрудничество трех держав поможет укреплению многополярного мира и ослаблению диктата США на международной арене. Из-за обострения индийско-китайских противоречий по границе, а также экономической экспансии КНР в Южной Азии эта идея не была реализована. Но контакты министров помогают находить общий подход к борьбе с терроризмом и региональным проблемам.

На пленарном заседании РИК присутствовали министры иностранных дел трех стран. Россию представлял Сергей Лавров, Индию – Сушма Сварадж, Китай – Ван И. Помимо этого состоялись также двусторонние встречи глав МИДов.

Лавров подчеркнул, что Россия заинтересована в наращивании сотрудничества в рамках «тройки» и «уплотнении внешнеполитической координации». Остальные участники конференции на словах одобрили это предложение.

Но, как говорили политики еще в XIX веке, язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. Куда более откровенно об отношениях между державами высказалась пресса как в Индии, так и в Китае.

Так, газета Indian Express пишет, что на встречу бросает тень недавнее противостояние индийских и китайских пограничников в Гималаях в районе индийского штата Сикким. Китайские солдаты попытались в июне построить дорогу в районе Доклам («Дунлан» на китайском языке). Индия и союзное с ней государство Бутан заявили, что Китай нарушает границу трех государств, а Китай заявил, что это его территория. В августе Дели и Пекин договорились отвести свои войска.

Казалось бы, здравый смысл восторжествовал. Но газета Economic Times, ссылаясь на источник, близкий к переговорам, утверждает, что Китай по-прежнему придерживается экспансионистской повестки дня. Его инициатива «Один пояс – один путь» не учитывает интересы Индии и даже затрагивает ее безопасность. Тревогу вызывают расширение зон КНР в Южно-Китайском море и ее военная стратегия в Индийском океане. В связи с этим Дели все больше рассчитывает на координацию действий с США, Японией, Австралией.

Точку зрения Пекина весьма откровенно изложила газета Global Times, издаваемая центральным органом Коммунистической партии. Она выражает надежду, что встреча министров поможет Индии и Китаю выйти из тени пограничного спора: «Ведь у Китая и Индии общие стратегические интересы намного важнее их разногласий». Как говорит Цянь Фэн, эксперт Китайской ассоциации исследований Южной Азии, Китай и Индия пошлют послание миру, что они возвращаются на мирный путь. Будет опубликовано совместное коммюнике по противодействию терроризму.

Однако Ван Дэхуа, глава отдела в Центре международных исследований Шанхая, говорит, что между Индией и Китаем есть разногласия по терроризму. Китайский специалист, очевидно, имеет в виду, что Дели обвиняет пакистанские спецслужбы в поддержке исламистских группировок, совершающих нападения на Индию. Некоторые главари этих группировок под давлением международной общественности были подвергнуты домашнему аресту, но потом освобождены. Поскольку Китай рассматривает Пакистан как своего стратегического партнера в Южной Азии, Пекин скорее всего не сделает тут никаких шагов навстречу Индии.

Еще один пункт серьезных противоречий – прием Индии в Группу ядерных поставщиков (ГЯП). В это международное объединение входят 48 государств. Цель объединения  – ограничить риск распространения ядерного оружия путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий.

Китай выступает против приема Индии, ссылаясь на то, что она не подписала договор о нераспространении ядерного оружия. Представитель МИД КНР Гэн Шуан подтвердил, что позиция его страны не изменилась.

Тут у Китая есть расхождения не только с Индией, но и с Россией. Как сообщает газета Hindustan Times, заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков сказал, что Россия поддерживает вступление Индии в ГЯП. У Индии безупречная репутация в сфере нераспространения.

Но заявку Индии и Пакистана на присоединение к ГЯП нельзя сравнить. Пакистан не может претендовать на такую же квалификацию, как Индия.

В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила, что у «России в ядерной области с Индией прочные отношения. Индия более предсказуема, чем Пакистан. Есть у нас определенные сомнения насчет Пакистана: как он получил ядерные технологии? Тут и Китай сыграл роль. Так что в этом вопросе мы доверяем скорее Индии, чем Пакистану. К сожалению, сейчас увеличилось число стран, к позициям которых по ядерным делам надо относиться с большой осторожностью».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
631
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
758
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
710
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
711

Другие новости