На фото заседание Сейма Польши. Фото сайта www.sejm.gov.pl
«Реконструкция правительства», как в Польше называют в последние несколько недель горячее обсуждение предполагавшейся отставки премьера Беаты Шидло и нескольких ключевых министров ее кабинета, достигло в четверг наивысшей точки кипения. С утра в Сейме (нижней палате парламента) по предложению оппозиционной партии «Гражданская платформа» (ГП) началось обсуждение вотума недоверия правительству.
В документе оппозиции лидер ГП Гжегож Схетына заявлен как кандидат в премьеры, обращено внимание на отсутствие реакции правительства на ксенофобские и расистские лозунги во время «Марша независимости» 11 ноября, указано на разрушение системы независимости судов, а также проведение политики, которая ведет к выходу из ЕС. По мнению оппозиции, дебаты вокруг вотума недоверия должны были стать «настоящим подведением итогов двух лет деятельности правительства».
Однако эти «благие намерения» вызвали очередное проявление «польско-польской войны», прекратить которую призывал депутатов Сейма и сенаторов два дня назад президент Анджей Дуда в своем послании Национальному собранию. Не вняли парламентарии и здравому обращению своих же коллег сосредоточиться на существе дела, а не на персоналиях.
Вице-маршал Сейма Рышард Терлецкий вынес кулуарные разговоры на люди и проявил свою информированность, сообщив интригующе: «Наверняка мы узнаем сегодня фамилию нового премьера. Будет ли им председатель партии «Закон и справедливость» (ЗиС) Ярослав Качиньский, станет известно около полудня».
До этого было объявлено, что к вечеру соберется политический комитет партии власти, в который входят 33, как подчеркивается, важных политиков ЗиС. Они и должны были составить проект будущего правительства. Тем более что на пост главы кабинета министров стала активно обсуждаться кандидатура вице-премьера и министра финансов Матеуша Моравецкого. Ярослав Качиньский даже приостановил его командировку в Брюссель на встречу коллег по ЕС. В понедельник лидер ЗиС встречался с руководителями окружных комитетов партии и главами воеводских самоуправлений, дабы заручиться их поддержкой.
Однако вчера же утром в процесс «реконструкции» вмешался сам Дуда, пожелавший встретиться с Шидло и Качиньским. Об этом вызове на ковер стало известно перед самым началом дебатов о вотуме недоверия. Схетына, которого оппозиция и предлагает на место премьера, расценил этот жест главы государства как попытку «прикрыть дебаты, показать, что они не важны, а оппозиции и парламенту нечего сказать». При этом Схетына добавил, что «Беата Шидло в течение двух лет является тенью человека и тенью политика (имея в виду Качиньского. – «НГ»), а правительство перестало функционировать».
Может быть, услышав его слова в прямом радиоэфире, Шидло начала свое выступление в Сейме с острой атаки на оппозицию, назвав предложение о вотуме недоверия «жаркИм из клеветы и попытки дестабилизировать ситуацию в Польше».
Имея в виду польских евродепутатов, которые недавно голосовали за принятие санкций ЕС в отношении Варшавы, Шидло заявила: «Мы должны вместе защитить Польшу перед теми, которые хотят, чтобы она была в подчинении», а защищая нападки на партию власти, сказала, что ЗиС «придал людям достоинство». Однако ее слова понимания не нашли. Депутат Адам Шлапка из оппозиционной партии «Новочесна» («Современная») тут же отреагировал в соцсетях: «Без энергии, без надежды, без силы, без уверенности в себе. Трагическое выступление. Это совсем другая особа, чем два года назад».
«За что вы хотите меня отправить в отставку? За то, что поляки хорошо живут? Это вас беспокоит?» – спрашивала премьер.
Однако ответов на эти вопросы Шидло не услышала, поскольку, сойдя с трибуны, поехала на встречу с президентом. Покинули зал заседаний и депутаты ЗиС, оставив «заложницей» лишь одну коллегу. Схетына назвал уход членов правительства «грустной картиной» и возмутился вдогонку: «Стыдитесь! Вы начинали бело-красной командой, а кончаете кабаре, трагическим фарсом».
Так что Схетыну с обоснованиями вотума недоверия выслушивали в основном его соратники. Правда, и лидера ГП, по сути, «понесло», когда он вышел за рамки внутриполитических трений и перешел на внешнеполитическую лексику. Очевидно, дала о себе знать его бытность министром иностранных дел: он довольно неуклюже обвинил партию власти в «разрушении нашей политики с Украиной» и сравнил методы ее деятельности с Белоруссией и даже с «применением стандартов Путина».
Сейм отклонил предложение ГП о вотуме недоверия правительству Шидло. Против голосовали 239 депутатов, за – 168, а 17 – воздержались.
Еще продолжались дебаты на эту тему, как стали известны и результаты визита к президенту Шидло и Качиньского. О них поведал пресс-секретарь президента Кшиштоф Лапиньский: «Господин президент ожидает, что тема реконструкции будет закрыта так быстро, как возможно, чтобы пресечь все спекуляции СМИ в этом вопросе. Подробности реконструкции будут сообщены в ближайшее время».
Депутаты партии власти высказались более определенно. Своим «естественным кандидатом» на пост премьера они видят Качиньского и считают, что «новое правительство будет сформировано еще перед Рождеством». А один из пользователей Интернета с ником ~miczu выложил такое свое впечатление: «Не люблю Схетыну, но надо признать, что ход с вотумом недоверия был метким. Теперь у Качиньского проблема: оставить на посту Шидло без полета и авторитета, или поменять премьера и часть министров, поддержав тем самым вотум недоверия».