Соня Ганди привела сына Рахула к руководству партией «Индийский национальный конгресс». Фото Reuters |
В Индии в штате Гуджарат, где начинал политическую карьеру премьер-министр Нарендра Моди, грядут выборы. И в пылу полемики он упрекнул бывшего главу правительства Индиру Ганди в том, что она несправедливо обошлась с министром финансов родом из этого штата.
Но ведь Индиру Ганди убили 33 года назад. А события, связанные с перестановкой в ее кабинете, произошли еще раньше – в 60-х годах ХХ века. Спрашивается, почему же имя этой женщины всплыло в нынешней предвыборной кампании?
Потому что династия Неру–Ганди, начиная от первого премьера независимой Индии Джавахарлала Неру, затем его дочери Индиры, затем ее сына Раджива оставила глубокую борозду на политической жизни страны. И сегодня внук Индиры, 47-летний Рахул Ганди фактически уже стал новым президентом главной оппозиционной партии «Индийский национальный конгресс» (ИНК).
ИНК может похвастаться более чем 130-летней историей. Именно эта партия возглавила борьбу за независимость, а после ухода британцев в течение нескольких десятилетий правила страной. Но на последних всеобщих выборах в 2014 году с треском проиграла партии индусских националистов Бхаратия Джанатапарти (БДП) и ее фактическому главе Нарендре Моди.
Перед Рахулом Ганди стоит грандиозная задача – вдохнуть новую жизнь в партийные ряды. После провала в 2014 году они находятся в плачевном состоянии. Активисты, как пишет Hindustan Times, деморализованы. Дело не только в том, что Конгресс потерпел поражение на всеобщих выборах. Он также потерял поддержку большинства избирателей на выборах в нескольких штатах, в частности в самом крупном из них по населению – Уттар Прадеше.
Рахул не новичок в политике. Был избран в парламент в 2004 году. Раньше умением общаться с избирателями не отличался. Впоследствии набрался опыта, должен, вероятно, уметь хладнокровно реагировать на нападки оппонентов. Ведь у него черный пояс по японскому боевому искусству айкидо.
Но недруги говорят, что он не подготовлен к тому, чтобы вести за собой такую громадную страну. Ведь вся жизнь прошла в тени сначала великой бабушки, затем отца (тоже ставшего жертвой убийц) и матери Сони Ганди, вдовы Раджива.
Соня, итальянка по рождению, удивительно легко вписалась в жесткие правила внутренней индийской политики. Когда муж погиб, ее избрали президентом ИНК – так сказать, по наследству. Не помешало то, что хинди не был ее родным языком, а родословную она вела из другой страны. Ее прочили даже на пост премьера. Но это противоречило бы всем принятым канонам, да и правилам безопасности. Вместо себя Соня выдвинула экономиста с мировой известностью – Манмохана Сингха.
Истеблишмент по достоинству оценил эту «жертву». Соня возглавляет ИНК уже 19 лет. И вплоть до провала в 2014 году в основном эффективно руководила партией. Но неудачи в дни голосования поставили в повестку дня вопрос о необходимости омоложения кадров. Тем более что, как пишет пресса, 70-летнюю Соню начало подводить здоровье.
Казалось бы, назначение Рахула на смену матери ни у кого не должно вызывать возражений. Но, как пишет Кулдип Наяр, ветеран индийской журналистики, «это лишь подчеркивает факт, что Конгресс не может выдвинуть никого, кроме представителя династии, который будет приемлем для страны. Ответ на вопрос, который стоит миллион долларов, состоит в том, подойдет ли Рахул для роли, которую ему предназначают».
На церемонии оформления Рахула на пост президента ИНК бывший премьер Манмохан Сингх назвал его любимцем партии. Российскому читателю эти слова могут напомнить кое-что из нашей истории. Владимир Ленин называл любимцем партии Николая Бухарина. Чем завершилась карьера Бухарина, излишне напоминать.
Конечно, в Индии не сталинский режим, ее недаром называют самой крупной демократией Земли. Но даже в стране, где ценят свободу слова и силу закона, быть публичным политиком, представляющим династию Неру–Ганди, оказалось небезопасным.
Впрочем, раз Рахул согласился занять руководящий пост, главным вызовом для него становятся выборы в Законодательную ассамблею Гуджарата. Кто победит в штате, во многом повлияет на исход парламентских выборов в 2019 году. Во всяком случае, станет ясно, куда дует ветер.