Примерно через 30 лет доля мусульман среди граждан Британии может составить 17%. Фото Reuters
Доля мусульманского населения в ряде стран Европейского союза может увеличиться в три раза к 2050 году. Об этом свидетельствуют результаты исследования аналитического центра Pew Research. Тем временем страны ЕС все еще не могут выработать единый подход к решению миграционной проблемы.
На сегодняшний день мусульмане составляют 5% от общего населения Европы (28 стран Европейского союза, а также Норвегия и Швейцария). Если принимать в расчет исключительно фактор рождаемости, не учитывая миграцию, то к 2050 году эта доля возрастет до 7%. Так, коэффициент рождаемости мусульман составляет 2,6 ребенка на женщину, остального населения – 1,6.
Если же брать во внимание, что уровень иммиграции мусульман в Европу будет впредь находиться на «умеренном» уровне, к 2050 году приверженцы ислама составят 11% от европейского населения. Если же приток в Европу беженцев и мигрантов окажется значительно выше, чем сейчас, к 2050 году доля мусульман в европейском обществе возрастет до 14%.
При этом расселение мусульман в Европе происходит неравномерно. Например, на Кипре их – 25%, в Болгарии – 11%, во Франции – 8,8%, в Швеции – 8,1%, в Австрии – 6,9%, в Британии – 6,3%, в Германии и Швейцарии – по 6,1%. Вместе с тем в большинстве государств Восточной Европы исповедующие ислам граждане составляют не более 0,5% от населения.
Принимая в расчет сценарий резкого роста миграции, к 2050 году 30% шведов, 20% немцев и австрийцев, 18% французов и 17,2% британцев будут мусульманами. Процент приверженцев ислама в Польше, Литве или Эстонии окажется прежним.
Между тем негативные настроения в отношении мусульман широко распространены в Европе, отмечают авторы доклада. Так, отрицательного мнения к исповедующим ислам людям придерживаются 72% венгров, 69% итальянцев, 66% поляков, 65% греков, 50% испанцев и 35% голландцев. Меньше всего критиков мусульман во Франции и Британии.
Доклад Pew Research был обнародован на фоне продолжающихся споров вокруг миграционной политики Евросоюза. Председательствующая в Совете ЕС Эстония заявила, что сообщество скорее всего откажется от обязательной программы расселения беженцев по всем странам блока. Изначально предполагалось, что такой механизм помог бы распределить мигрантов равномерно по государствам сообщества, уменьшая нагрузку на прибрежные страны – Италию и Грецию.
Однако после 18 месяцев противоречий, в ходе которых об отказе принимать у себя беженцев неоднократно заявляли страны Восточной Европы, Брюссель, похоже, готов отказаться от своих намерений, сообщает Financial Times. Теперь вместо того, чтобы принимать у себя беженцев, от каждой страны ЕС попросят лишь оказать какую-то форму помощи прибрежным государствам сообщества.
А в четверг тема миграции и роли ислама на Западе вызвала скандал между лидерами США и Британии. В среду президент США Дональд Трамп разместил в Twitter видеоролики, впервые опубликованные британской праворадикальной организацией Britain First. На видео были запечатлены примеры насилия и издевательства над христианской религией, которые якобы совершали мусульмане. В частности, на одном из роликов был показан якобы молодой мусульманин, издевающийся над инвалидом. Позднее представители голландской полиции заявили, что им известен человек на видео и что он не является мигрантом, а родился в Голландии. Свидетельств того, что гражданин на видео исповедует ислам, также не нашли.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй раскритиковала Трампа за публикацию видео. «Президенту не стоит делать такие вещи», – сказала Мэй. Ответ на упреки Мэй Трамп опубликовал через социальные сети. «Тереза, не надо заниматься мной, лучше займись радикальным исламским терроризмом, который творится в Соединенном Королевстве. У нас тут все хорошо!» – написал американский президент в Twitter.
В экспертной среде поведение Трампа подвергли жесткой критике, обратив внимание, что Britain First – не обычная консервативная организация, а де-факто экстремисты. «Я бы никогда не подумал, что увижу, как президент Соединенных Штатов ретвитит сообщения Britain First. Они не являются «националистами». По сути, они – неонацистская организация», – написал в Twitter профессор кафедры политических наук Университета Кента, научный сотрудник Chatham House, эксперт по праворадикальным движениям Мэтью Гудвин.
Критику Мэй в отношении Трампа поддержал целый ряд британских политиков. Выступая в Палате общин, глава МВД Эмбер Радд дала понять, что в Британии нет места «организациям, которые занимаются пропагандой ненависти и демонизируют других людей на основании их веры или этнической принадлежности».
В то же время Радд напомнила, что сотрудничество с США в сфере разведки способствует борьбе с террором. «Говоря о ситуации в целом, партнерство наших стран все еще очень важно, оно уже помогло спасти много британских жизней», – заявила глава МВД.
Со своей стороны депутат Консервативной партии Питер Бон призвал Мэй повлиять на Трампа, таким образом оказав услугу не только Британии, но и всему мировому сообществу. «Как правило, мы прислушиваемся к советам своих друзей, – сказал он. – Поэтому почему бы Терезе Мэй не помочь всему миру и не попросить президента США удалить свой аккаунт в Twitter?»
Впрочем, несмотря на скандальные комментарии Трампа, его курс на ужесточение миграционной политики пользуется широкой популярностью среди рядовых европейцев. Ранее опрос общественного мнения по поводу мусульманской иммиграции проводил аналитический центр Chatham House. По данным исследования, миграцию из мусульманских стран хотели бы остановить большинство бельгийцев, французов, немцев, греков, итальянцев, австрийцев, венгров и поляков.
По оценкам аналитиков, в истеблишменте ЕС уже существует понимание, что статус-кво в миграционной политике неприемлем. «Хотя в СМИ об этом не говорят, но (жесткая. – «НГ») позиция по миграции таких стран, как Венгрия, становится европейским мейнстримом», – сказал «НГ» внештатный сотрудник Фонда Карнеги, политолог Балаш Яробик.