Хиллари Клинтон считает, что «почтовый скандал» стоил ей победы. Фото Reuters
Окружение экс-кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон пыталось надавить на следствие, которое занималось скандалом вокруг ее личной переписки. Бывший генеральный инспектор Разведывательного сообщества США Чарльз Маккалоу, курировавший расследование громкого дела, в своем первом интервью американскому телевидению рассказал, что столкнулся с личными угрозами в свой адрес. По его словам, это была настоящая травля, инициаторами которой стали соратники Клинтон.
«Это был персональный ответ, – заявил бывший генеральный инспектор, выступая на телеканале Fox News. – Личный удар по мне, по моей семье, по моей работе». Данные об использовании Клинтон личной почты для конфиденциальной переписки всплыли на поверхность в марте 2015 года, но период наибольшей травли Маккалоу испытал на себе в начале 2016 года – сразу после того, как он рассказал сенатским комитетам по разведке и международным делам о том, что письма, имевшие повышенный уровень секретности, проходили через незащищенный почтовый сервер, которым пользовалась бывший госсекретарь. К тому, как отреагировали высокопоставленные государственные деятели, Маккалоу не был готов.
«Члены Конгресса тогда сказали мне: «Будь осторожен. Ты теряешь свой авторитет. Есть люди, которые могут тебя достать», – заявил Маккалоу в интервью, которое осталось почти незамеченным среди ведущих американских СМИ. По словам собеседника Fox News, даже тогдашний глава Национальной разведки Джеймс Клэппер был обеспокоен тем, к каким выводам пришел куратор расследования, распутывая ситуацию вокруг Клинтон. «Клэппер сказал мне: «Это крайне безрассудно». Он еще добавил что-то в том духе, что у предвыборной кампании (имеется в виду Клинтон. – «НГ») будет изжога от всего этого», – рассказывает бывший генеральный инспектор. Встреча между Маккалоу и Клэппером произошла примерно за год до президентских выборов в США. После этого разговора Маккалоу почувствовал, как его пытаются отодвинуть на обочину. «Должностные лица сказали мне, чтобы я держался (от Клэппера. – «НГ») подальше», – говорит бывший инспектор.
Предвыборный штаб кандидата от демократов после выступления генерального инспектора пытался защититься, отметая обвинения в адрес Клинтон. «Конечно, были предприняты усилия со стороны ее штаба, чтобы ввести людей в заблуждение, заставить их думать, что здесь не о чем говорить», – констатирует Маккалоу. По его словам, ряд высокопоставленных однопартийцев Клинтон даже позволил себе публично усомниться в беспристрастности расследования генерального инспектора Разведывательного сообщества. Так, в марте 2016 года семеро высокопоставленных представителей Демократической партии направили Маккалоу и его коллеге из Государственного департамента письмо, в котором говорилось, что у них есть серьезные вопросы к объективности расследования. «Думаю, это, безусловно, была согласованная стратегия», – заявил Маккалоу Fox News, отмечая, что в своих выводах о переписке он опирался на данные нескольких разведагентств, а ни в коем случае не на свои наблюдения.
Маккалоу признался: чем ближе был день выборов президента США, тем сильнее становилось давление на него. Так, ему пообещали, что он и еще один расследователь будут сразу же уволены в случае прихода Клинтон в Белый дом. «Было недвусмысленно сказано источником из предвыборного штаба, что мы будем первыми людьми, кого уволит новая администрация. Это должно было произойти», – сообщил Маккалоу. По его мнению, у соратников Клинтон были веские причины замалчивать тему рабочих писем, отправленных через незащищенный сервер. «Национальной безопасности мог бы быть нанесен ущерб», – отметил собеседник Fox News, который был одним из немногих, кому удалось ознакомиться с содержанием переписки Клинтон. Некоторые из писем носили сверхсекретный характер, рассказывает Маккалоу, добавляя, что небрежным отношением к почте под угрозу были поставлены «источники, методы, чужие жизни и операции».
Бывший расследователь заявил, что он просто пытался делать свою работу, которая требует политической объективности. «В этом смысле я был разоблачителем, – считает Маккалоу. – Я пытался дать объяснения Конгрессу – я делал ровно то, чего он ожидал от меня, и ровно то, что обещал ему делать во время слушаний по утверждению на должность. Но это был политический вопрос, и я оказался врагом».
Скандал вокруг переписки Клинтон вскрыл факты использования бывшей первой леди личным почтовым ящиком для отправки рабочих писем. В середине 2016 года расследование было прекращено, однако в октябре ФБР вернулось к этому делу из-за документов, опубликованных организацией WikiLeaks, которая утверждала, что дело вокруг переписки связано с финансированием фонда семьи Клинтон. Фонд, по этим данным, получал значительные денежные вливания, в том числе из-за рубежа, в обмен на лоббирование. В начале ноября разведывательное ведомство закрыло изучение «почтового дела» и уведомило Конгресс, что оснований для уголовного преследования экс-госсекретаря нет. Сама Клинтон неоднократно сетовала на то, что обнародование переписки нанесло ущерб ее предвыборной кампании и изменило исход президентской гонки не в ее пользу. Летом 2017 года она заявила, что за ее поражением стоит Кремль.