Беседа Мишеля Ауна и Саада Харири не прояснила картину с заявлениями премьера, сделанными из Эр-Рияда. Фото Reuters
Глава правительства Ливана Саад Харири вернулся в Бейрут. Многие жители столицы вышли на улицы в знак его поддержки. Но премьер так и не объяснил, чем была вызвана его отставка, о которой было объявлено в Саудовской Аравии. Он отрицал, что кризис был вызван давлением Эр-Рияда, который борется с Тегераном за влияние на Ливан. После встречи с президентом страны Мишелем Ауном Харири сообщил, что вопрос об отставке откладывается.
Харири, по-видимому, тщательно продумал детали своего возвращения. Оно совпало с празднованием Дня независимости страны. В аэропорту премьера ждал почетный караул, оркестр исполнял государственный гимн.
И вот встреча с президентом состоялась. Как передает АР, Аун ранее говорил, что не будет рассматривать вопрос об отставке, пока не переговорит с Харири. Однако беседа высших должностных лиц так и не прояснила картину. По информации CNN, Харири объявил, что откладывает отставку. Он учел пожелание президента, полагающего, что требуется больше времени для консультаций.
В Саудовской Аравии премьер говорил, что уходит, чтобы выразить протест против вмешательства Ирана и его ливанского союзника – группировки «Хезболла» – в дела Ливана. Между тем «Хезболла», которую поддерживает Иран, – это партнер в коалиционном правительстве страны.
Ожидалось, что Харири формально представит заявление об отставке после приезда в Бейрут. С другой стороны, он ранее утверждал, что может пересмотреть свое решение, если будет найдено новое «урегулирование», которое гарантирует, что «Хезболла» не станет вмешиваться в региональные дела.
Однако, по словам лидера «Хезболлы», главу правительства держали в Саудовской Аравии в заложниках. Эр-Рияд, как и Запад, называет «Хезболлу» террористической организацией. И действия саудовцев в связи с Харири на первый взгляд говорят о том, что они готовы к конфронтации с Ираном. Но дело ограничивается жесткой риторикой, которая не подкрепляется действиями. Возможно, Эр-Рияд хочет разрешить кризис, чтобы «спасти лицо», предполагает Би-би-си.
В минувшую субботу Харири побывал в Париже, где встретился с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, который пытался сыграть роль посредника в разрешении кризиса. В Париже премьер объявил, что разъяснит свои намерения после встречи с президентом Ауном. Но так и не разъяснил.
Прилетев в Бейрут, Харири совершил молитву на могиле своего отца, Рафика Харири, который был убит в 2005 году.
Саад Харири тесно связан с Саудовской Аравией. У него есть гражданство Ливана и Саудовской Аравии, он владеет в королевстве недвижимостью. Эр-Рияд – главный спонсор его политической партии «Движение будущего».
В беседе с «НГ» советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина отметила: «Задача руководства Ливана сегодня – не допустить того, чтобы эта страна стала ареной противоборства крупных региональных сил, таких как Саудовская Аравия и Иран».
Ливан в современной истории нередко становился жертвой противоречий ведущих государств Ближнего и Среднего Востока. И сейчас ситуация такая же опасная. «Самое главное – сохранить стабильность в Ливане, хотя сделать это непросто. Происходящее с Харири связано со сложной игрой, которая ведется в регионе соперничающими державами», – полагает эксперт.
Кандидат политических наук Ирина Мохова в разговоре с «НГ» назвала происшедшее «симптомом давней болезни ливанского государства. Ни одно судьбоносное событие – будь то выборы президента или премьера (которые, в сущности, подменяются назначениями), ведение войны, заключение международных соглашений – в Ливане не проходит без вмешательства внешних сил». В настоящее время Ливан стал площадкой противостояния между Саудовской Аравией и Ираном. Любой компромисс в Ливане будет носить временный характер и будет находиться в прямой зависимости от соотношения сил между Тегераном и Эр-Риядом.
«Возвращение» Харири на премьерский пост – последний шанс избежать усугубления институционального кризиса, ведущего к ситуации безвластия. Новую компромиссную фигуру премьер-министра ливанский политический класс просто не смог бы согласовать в разумные сроки. В этой связи нельзя не вспомнить, что нынешнего президента Ауна парламент смог избрать лишь с 46-й попытки, а страна находилась без главы государства более двух лет. Тупик был преодолен лишь вследствие достигнутого компромисса между Ираном, который негласно поддерживал Ауна, и Саудовской Аравией, условием которой было назначение Харири на пост премьера. Что впоследствии и было сделано», – заключила эксперт.