Фото пресс-службы Президента РФ
Президент Владимир Путин объявил о финальном этапе военной операции России в Сирии. Заявление, сделанное в ходе переговоров с сирийским коллегой Башаром Асадом, прозвучало в преддверии встречи российского президента с лидерами Турции и Ирана Реджепом Тайипом Эрдоганом и Хасаном Рухани в Сочи и встречи ключевых сирийских оппозиционных фракций в Эр-Рияде. В экспертной среде полагают, что если военные вопросы в Сирии близки к разрешению, то политические по-прежнему подлежат дискуссии.
«Думаю, проблема терроризма имеет глобальный характер, – выразил свое мнение в ходе встречи с сирийским президентом Путин. – До полной победы над терроризмом, конечно, еще очень далеко. Но, что касается нашей совместной работы по борьбе с террористами на территории Сирии, эта военная операция действительно завершается».
Асад, в свою очередь, выразил согласие с тем, что борьба с терроризмом в Сирии достигла финального этапа. «После того как мы достигли побед над террористами, конечно, мы заинтересованы в продвижении политического процесса. И мы считаем, что ситуация, которая сложилась на местах и в политическом плане, позволяет нам рассчитывать на прогресс в политическом процессе», – сказал он.
Политический процесс, вероятно, станет одной из тем переговоров, которые состоятся сегодня в Сочи между лидерами России, Турции и Ирана – странами, входящими в число гарантов сирийского перемирия. «Надо признать, что эта операция позволила продвигать политическое урегулирование в Сирии, – признал Асад. – И тот процесс, который был запущен, – Россия способствовала его продвижению в различных направлениях, прежде всего на основе уважения Устава ООН, суверенитета и независимости государства. Такая позиция отстаивалась на различных международных площадках, включая процесс в Астане. Это же относится и к планам проведения уже на днях Конгресса национального диалога». Отметим, что готовящийся Конгресс диалога – это встреча всех политических сил, действующих в Сирии, в целях выработки общего подхода к политическому урегулированию в стране. Предполагается, что он пройдет на российской территории.
Действия ВКС РФ и войск официального Дамаска в Сирии в экспертной среде прокомментировали по-разному. «Проблема в том, что успехи для одних не означают успехов для других в этом регионе, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев. – Если мы говорим о сирийском кризисе, то действительно для правительственных сил это успех. Если мы говорим о других игроках, то это вопрос спорный».
Аналитик выразил сомнение, что Россия будет выходить из Сирии в политическом смысле. «Никто никуда не выходит, – заявил Исаев. – Мы уже говорили, что завершаем кампанию. После этого интенсивность боевых действий усилилась. Был Алеппо и многое другое. Ничто не мешает нам туда вернуться и совершать нашим самолетам бомбардировки. Что касается успехов, то их удалось достичь в военном и политическом плане по завершении боевых действий (против запрещенного в РФ «Исламского государства». – «НГ»). Но их завершение не означает, что удалось покончить с проблемами, которые привели к гражданскому конфликту».
В расписании Путина значился телефонный разговор с американским коллегой Дональдом Трампом. В числе тем – сирийский кризис. «Мне кажется, это следует трактовать как то, что Россия готова вести переговоры о «послевоенном» устройстве Сирии, – заявил «НГ» политолог, завкафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. – Готова перейти от урегулирования войны, от участия в собственно военных действиях к политическому урегулированию. Можно спорить, завершились военные действия или нет, но то, что Асад при помощи России добился значительного улучшения своего положения, несомненно. Второй итог – Россия, Турция и Иран ситуативно заинтересованы в достижении компромисса в Сирии. Это дает возможность Путину говорить, что Россия близка к завершению военных действий. Это сигнал американцам, что мы своих целей достигли. Это возможность открыть дверь для переговоров. Нас же постоянно упрекают в нарушении прав человека, в том, что мы постоянно покрываем «палача Асада». Содержательно это пока ничего не означает. Это подготовка к телефонному разговору с Трампом и трехсторонним переговорам в Сочи».