В Анталье главы МИД Ирана, Турции и РФ занимались подготовкой встречи в Сочи. Фото со страницы МИД РФ в Flickr
Турецкое руководство четко прояснило, чего оно хочет добиться от переговоров на высшем уровне в Сочи, которые пройдут между Москвой, Анкарой и Тегераном 22 ноября. По словам президента Реджепа Тайипа Эрдогана, одним из главных (для Анкары) предметов обсуждения станет анклав Африн, который продолжает находиться под контролем сирийских курдов. В экспертной среде предостерегают: полный захват Африна может привести к новому витку гражданской войны в ближневосточной стране.
Президентской встрече в Сочи предшествовали консультации глав МИД России, Турции и Ирана, которые проходили в воскресенье в Анталье и носили подготовительный характер.
Комментируя переговоры на министерском уровне, глава российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что они были полезны. Что же касается переговоров лидеров трех стран, то от них ждут дискуссии относительно мер по «долгосрочной нормализации обстановки» в Сирии, уточнила пресс-служба Кремля. Отвечая на вопрос, почему встречи между президентами РФ, Турции и Ирана проводятся столь часто, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заметил, что встречи – разные и у них разные форматы. «Сейчас речь идет о трехстороннем формате, ибо именно эти страны – Россия, Иран и Турция – являются гарантами процесса политического урегулирования и обеспечения стабильности и безопасности в Сирии», – напомнил он.
«Я верю, что эта встреча будет очень важной», – заявил Эрдоган, оценивая перспективы переговоров в Сочи, добавив, что наряду с президентами в диалоге примут участие и главы генштабов трех стран. Президент Турции отметил, что наиболее проблемными в Сирии являются два района – это удерживаемый курдами Африн и подконтрольный повстанцам Идлиб. Причем что касается первого, то Анкара неоднократно намекала на проведение там полномасштабной военной операции. О подобных намеках «НГ» писала в номере от 14.11.17. На этот раз турецкий лидер заявил: с Россией есть договоренность, что она не будет возражать против ответа Турции на возможные «угрозы и провокации», которые могут последовать со стороны Африна. Идлиб, вероятно, также остается зоной ответственности Турции, если учесть, что там находятся лояльные Анкаре повстанческие группы.
«У Турции давно есть карт-бланш на Африн, – предположил в разговоре с «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов. – Она была в состоянии заняться им давно. Она и проводила подобные операции, например, у Тель-Рифаата. Проблема в том, что они заканчивались неудачно. В той же операции у Тель-Рифаата были задействованы подразделения «Сирийской свободной армии» (речь идет о лояльных Турции фракциях. – «НГ»), а турки оказывали им огневую поддержку. Вопрос в том, насколько турки теперь готовы проводить операцию собственными силами и насколько они могут смириться с потерями, которые понесут в Африне. Известно, что там находится до 10 тыс. бойцов как подразделений курдских Сил народной самообороны, так и подразделений «Свободной сирийской армии», которые поддерживают действия «Демократических сил Сирии» (ДСС, многонациональная антитеррористическая коалиция, костяк которой составляют курды. – «НГ»). Там достаточно крупная группировка войск».
Говорить, что Россия гарантирует безопасность Африна, не совсем правильно, убежден аналитик. «Для Эрдогана удобно говорить, что он бы рад взять Африн, но русские ему мешают, – считает Семенов. – У него были для этого все возможности и раньше. Но теперь он понял, что малой кровью не обойтись». Причем, по мнению эксперта, слова Эрдогана о том, что он обсуждает вопрос Африна, адресованы скорее турецкой публике. «Это рассчитано на внутреннее потребление: Эрдоган делает вид, что он постоянно решает вопрос с курдами, – заявил Семенов. – Сейчас тема снова актуальна. Эрдоган будет ее муссировать, искать подводные камни, которые мешают проведению операции. Соединенным Штатам по большому счету Африн не нужен, особенно после взятия Ракки и фактического окончания борьбы с «Исламским государством» (запрещено в РФ. – «НГ»). С другой стороны, для США не нужен еще один виток напряжения в отношениях с Турцией. Проблема не только в Африне. Кто может гарантировать, что если Турция начнет наступление на Африн, это не обернется полномасштабной войной между ДСС и Турцией? Например, на помощь Африну могут прийти курдские силы из Манбиджа. Потом могут подтянуться силы, лояльные Дамаску, и тогда это обернется новым витком гражданской войны в Сирии с участием Турции».