Мишель Аун убежден, что Ливану не грозит паралич власти. Фото Reuters
Сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров примет в Москве своего ливанского коллегу Джебрана Басиля. Не исключено, что в центре внимания встречи двух министров будет политический кризис в Бейруте. В экспертной среде убеждены: внутренняя ситуация в Ливане, которая ухудшилась на фоне ухода Саада Харири с поста премьер-министра и его отъезда в Саудовскую Аравию, давно имеет не только региональное, но и международное измерение.
Необходимость разрядить обстановку в Бейруте нарастает по мере приближения даты экстренного заседания Лиги арабских государств, которое должно состояться уже 19 ноября на уровне глав МИД. Саудовская Аравия, которая является одной из заинтересованных сторон в контексте ливанского кризиса, резко высказывалась за приостановку членства Ливана в международной организации.
Эр-Рияд обвиняют в том, что он удерживает бывшего премьера ближневосточной страны насильно. Известно, что на прошлой неделе Харири посещал Объединенные Арабские Эмираты, однако визит проходил под усиленной охраной, которая больше напоминала конвой. Иранское агентство IRNA истолковало его приезд в ОАЭ как попытку саудовской стороны опровергнуть слухи о «заточении» экс-премьера. Публично Эр-Рияд отрицает, что экс-премьер Ливана сделан заложником.
Тем временем ливанское руководство полагает, что политический коллапс стране не грозит. В частности, президент Мишель Аун заявил, что «в Ливане нет угрозы паралича власти из-за отставки Харири, потому что Конституция позволяет проводить экстренные заседания правительства». Глава государства дал высокую оценку посредническим усилиям, предпринятым Францией с целью стабилизации ситуации вокруг отставки премьер-министра страны. Впрочем, Аун заявил: он ожидает прибытия Харири в Бейрут «с тем, чтобы решить дальнейшую судьбу коалиционного кабинета». Однако для начала экс-премьер должен посетить Париж.
Приглашение посетить Францию пришло Харири от хозяина Елисейского дворца Эмманюэля Макрона, выступившего за урегулирование политического кризиса, который широко трактуется как итог противостояния Саудовской Аравии и Ирана. «Он прибудет во Францию, когда захочет и как только захочет», – уточнил глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан, комментируя возможный визит ливанского политика. Источники AFP утверждают, что визит экс-премьера должен состояться в ближайшее время. Пока что Харири и Ле Дриан провели переговоры в самом Эр-Рияде. Наблюдатели не исключают, что Харири могут отправить во Францию для того, чтобы развеять видимость «задержания» экс-премьера.
Впрочем, в экспертной среде полагают, что Франция не преследует цель урегулировать конфликт интересов между Саудовской Аравией и Ираном в Ливане. «Это прозвучало бы слишком громко, – пояснил «НГ» заведующий научно-издательским отделом Института востоковедения РАН Алексей Сарабьев, комментируя дипломатические усилия Парижа. – Нужно искать другие причины. То, что у Харири осложнились отношения с Мохаммедом бен Сальманом (саудовским наследным принцем. – «НГ»), это еще и денежный вопрос. Строительная фирма семьи Харири Saudi Oger, которая базируется в Эр-Рияде, испытывает большие затруднения. Он сам взял (в долг. – «НГ») огромную сумму денег, которая, по некоторым данным, измеряется миллиардами. Вмешательство Франции – это скорее финансовое урегулирование. Не секрет, что у клана Харири лежат огромные средства во французских банках».
Аналитик напоминает, что экс-премьер всегда рассматривался как проводник саудовских интересов в Ливане. «Излишне напоминать, что он гражданин Саудовской Аравии», – говорит Сарабьев. По его словам, уход Харири не покачнул чашу весов ни в сторону Тегерана, ни в сторону Эр-Рияда. «Иранцы себя чувствуют уверенно в Ливане, как и саудовцы, – пояснил эксперт. – Просто у Харири была простая задача в Ливане, с которой он не справлялся из года в год. Это вызывало все большее и большее раздражение у саудитов. На мой взгляд, они поставили вопрос ребром – будет ли он оказывать влияние на президента так, как он обещал? Мишель Аун – это человек из противоположного альянса, который был лояльно настроен к «Хезболле» и к иранской политике». Аналитик добавляет, что отставка Харири была сигналом президенту Ливана, что он должен сделать что-то, чтобы расширить саудовское влияние на внутриполитической арене.
Сарабьев признает, что политический кризис, разразившийся в Ливане, получил международное измерение: «Это стало очевидно давно, потому что свои заявления по этому поводу сразу сделали США. Им вторила Великобритания. Потом последовала инициатива Франции, и даже было предложение вынести дискуссию на уровень ООН».
Очевидно, уход Харири с поста премьер-министра стал еще одним признаком интенсификации внешней политики Саудовской Аравии. Наблюдатели отмечают, что активизации действий Эр-Рияда следует ожидать не только в Ливане, но и в Йемене, где пока что продолжается гибель мирного населения из-за установленной саудовской коалицией блокады.