Карлес Пучдемон объяснил решение объявить независимость Каталонии несговорчивостью центральных властей. Фото Reuters
Отстраненный от должности глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон смягчил тон в отношении Мадрида, допустив, что решение кризиса вокруг автономии не обязательно должно предполагать независимость региона. В четверг каталонский политик предстанет перед судом в Брюсселе, где будет решаться вопрос о его экстрадиции на родину. По словам эксперта, заявления Пучдемона – попытка оправдать свои действия в глазах центральных властей и испанских судей.
О готовности отказаться от амбиций сделать Каталонию суверенным государством Пучдемон рассказал в интервью бельгийской газете Soir. «Я готов на то, чтобы признать и другой вид отношений с Испанией, еще не все потеряно», – заявил он.
Как пояснил бывший глава автономии, он всегда был настроен на компромисс, однако диалогу препятствовала жесткость Мадрида, решившего подавить движение за независимость силовыми методами. «Я был сторонником независимости всю свою жизнь, но посвятил 30 лет тому, чтобы выстроить оптимальное сотрудничество с Испанией», – сказал Пучдемон.
Заявления Пучдемона говорят о перемене во взглядах сепаратистов, констатируют СМИ. Ведь еще неделю назад экс-глава Женералитета (правительства) Каталонии настаивал, что отделение – «красная линия» в дискуссиях с Мадридом.
Пучдемон не назвал конкретные условия, которые хотел бы получить от Мадрида. Вместе с тем он в позитивном тоне упомянул достигнутое между Каталонией и лидерами испанской Социалистической партии соглашение по расширению автономии региона. Этот договор, однако, был впоследствии аннулирован в 2010 году, когда к власти в Испании пришла Народная партия. «Я никогда не хотел ставить Каталонию перед выбором: уничтожение или независимость, – отметил Пучдемон. – Причина всего происходящего кроется в аннулировании статуса автономии 2010 года, согласованного парламентами Испании и Каталонии».
Со своей стороны, премьер-министр Испании Мариано Рахой предупредил: сепаратистам не следует перекладывать ответственность за кризис на него. «Многие винят меня в том, что я не пошел на политическое решение кризиса, но я нахожусь в политике долгие годы и поверьте – у нас не было альтернативы», – цитирует премьера Reuters. По словам Рахоя, действия Пучдемона нельзя было предотвратить иным способом, кроме как оттеснить его от власти.
Слова Пучдемона на политический процесс вокруг Каталонии, по большому счету, уже не влияют, полагает сотрудник центра конфликтологии и изучения гражданского общества в Лондонской школе экономики Хосе Хавьер Оливас Осуна. «Заявления Пучдемона стоит рассматривать в контексте предъявленных ему обвинений испанских властей, и его комментарии Soir – это в том числе попытка оправдаться», - сказал «НГ» эксперт.
Причина, объясняющая утрату Пучдемоном статуса главного переговорщика с Мадридом, - хрупкость положения его партии, утверждает Оливас Осуна. Возглавляемая политиком Каталонская европейская демократическая партия (КЕДП) рискует лишиться поддержки значительной части своих сторонников, заняв лишь третье или четвертое место на выборах в парламент региона 21 декабря. «Другими словами, Пучдемон перестанет быть лидером лагеря сепаратистов», - пояснил аналитик.
Кроме того, рассуждает Оливас Осуна, соратники Пучдемона, похоже, и сами осознают недостижимость идеала независимости, в дальнейшем они намерены перевести диалог с Мадридом в прагматичное русло. «С этой точки зрения, слова Пучдемона свидетельствуют о перемене настроений во всей его партии», - подчеркнул эксперт. Тем более что, как обратил внимание Оливас Осуна, КЕДП традиционно занимала менее радикальные позиции по поводу независимости, а обострила свои призывы к сепаратизму лишь в последнее время.
Напомним, Женералитет Каталонии под руководством Пучдемона воспользовался неофициальным референдумом первого октября (см. «НГ» от 03.10.2017) как поводом для объявления независимости от Испании в одностороннем порядке. В ответ власти в Мадриде привели в действие статью 155 основного закона страны, дающего право на управление автономией из центра. Генпрокурор Испании Хосе Мануэль Маса затем подал иски в Национальный и Верховный суды против политиков, которые имели отношение к провозглашению независимости Каталонии (см. «НГ» от 31. 10. 17). Их обвиняют в мятеже, подстрекательстве к мятежу, восстании против государственной власти, а также в злоупотреблении бюджетными средствами.
После таких обвинений Пучдемон и четыре бывших министра Женералитета направились в Бельгию, где и пребывают в настоящий момент. В конце этой неделе в Брюсселе пройдут слушания по поводу их возможной экстрадиции в Испанию. Соответствующий запрос бельгийским властям был направлен испанским правительствам.
Выразив готовность как можно скорее вернуть каталонцам самоуправление, Рахой назначил дату внеочередных выборов в парламент автономии на 21 декабря. Участвовать в них пригласили и Пучдемона. В интервью Soir он уклонился от ответа на вопрос, будет ли он участвовать в выборах, хотя ранее давал понять, что принимает вызов Мадрида.
Пучдемону к тому же не удалось создать коалицию из сепаратистских партий, чтобы выступить на выборах. Так, представители каталонской леворадикальной партии «Кандидаты за народное единство» (CUP) уже заявили о том, что выступят на выборах обособленно. Такие же намерения преследует Левая республиканская партия Каталонии. КЕДП примет участие в декабрьских выборах под именем «Вместе за Каталонию».
По данным опросов газеты Pais, 66% каталонцев не верят, что автономия обретет независимость в скором времени. 76% респондентов издания также признались, что поддерживают решение Рахоя провести выборы.
Никаких предметных дискуссий по поводу будущего Каталонии между сепаратистами и правительством до дня голосования ждать не стоит, уверен Оливас Осуна. «Сторонники унии Каталонии и Мадрида – правящая Народная партия и социалисты – не станут портить себе репутацию и наводить мосты с людьми, которых они уже признали мятежниками, – пояснил аналитик. – То же можно сказать о сепаратистах таких как, например, CUP – они однозначно выступают за отделение от Испании, и не будут искать контакта с Мадридом, иначе их подвергнут критике собственные сторонники».