Фото пресс-службы Президента РФ
После визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи, где он провел интенсивные переговоры с главой России Владимиром Путиным, обстановка в Сирии только осложнилась. Вчера утром сирийские СМИ сообщили, что турецкие войска вошли в курдский кантон Африн в районе Раджу, обстреляв при этом из стрелкового оружия позиции местных сил самообороны. Это самая большая за последнее время провокация со стороны Анкары.
Вряд ли Россия давала на это добро. Москва не раз призывала Анкару к сдержанности по отношению к курдам. Видимо, прозвучали эти требования и в понедельник во время российско-турецких переговоров. Но Эрдоган этот факт, похоже, проигнорировал. Как только он покинул Россию, сразу же началось вторжение турецких войск в курдский анклав. Но тут вряд ли можно говорить о факторе внезапности, поскольку накануне своего визита в Сочи турецкий лидер уже заявил журналистам, что не может игнорировать угрозу, исходящую от Африна, и турецкая сторона решительно настроена «предпринять нужные шаги». Подобные угрозы звучали от Эрдогана и ранее. Но то, что его войска предприняли агрессию против курдского анклава спустя несколько часов после его переговоров с Владимиром Путиным, говорит о многом.
Как ранее анонсировал Кремль, именно о нормализации обстановки в этой стране должны были говорить два лидера. Ожидалось, что как-то прояснится ситуация, связанная с неожиданным призывом Эрдогана к России и США вывести войска из Сирии. Однако пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков уже после российско-турецких контактов, комментируя вопрос на эту тему, ответил уклончиво. «Были гораздо более сложные переговоры, которые, естественно, не подлежат раскрытию», – отметил он.
В тоже время глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу пояснил, что призыв Эрдогана о выводе российских и американских войск из Сирии обусловлен желанием ускорить политическое урегулирование в этой республике. «Ограничиваться военными действиями недостаточно, необходимо политическое урегулирование. Уверены в том, что лучшее решение находится именно в плоскости политики. Именно поэтому Турция вносит вклад в «зоны деэскалации» (ЗД) и переговоры по Сирии в Астане», – заявил Чавушоглу. На фоне реальных агрессивных действий турецких войск на севере Сирии такие заявления выглядят, как демагогия. Дамаск и российское руководство констатируют, что фактически Анкара так и не создала в Идлибе ЗД, а расположила свои войска вокруг кантона Африн. В сирийском командовании уверены, что главная цель Анкары состоит в том, чтобы оккупировать кантон.
Вызывает вопросы и позиция Турции в рамках Астанинского процесса. Ведь именно по вине Анкары было отложено предложенное РФ проведение в рамках межсирийского политического урегулирования Конгресса национального диалога (КНД). Не внесли в эту тему какой-то ясности и прошедшие российско-турецкие переговоры. Когда Эрдоган и Путин вечером в понедельник общались, глава турецкой дипломатии в Сочи заявил журналистам, что «Анкара в принципе не против инициативы России по проведению Конгресса национального диалога по Сирии, однако с условием отказа организаторов от приглашения на мероприятие представителей террористических структур». Военно-дипломатические источники сообщают, что у российского и сирийского руководства налажен определенный диалог с некоторыми влиятельными курдскими движениями и они должны быть представлены в КНД. Но Турция категорически против этого.
Понятно, что в Сочи обсуждались не столько проблемы проведения КНД, сколько обговаривались общие принципы послевоенного политического устройства Сирии. Позицию Анкары уже изложили некоторые турецкие СМИ. Скажем, агентство Anadolu разместило на своем сайте редакционный материал, в котором заявлено, что турецкое руководство против того, что «Дамаск может обсудить с курдами вопрос автономии», а значит, пойдет на уступки курдским организациям, которые в Турции считаются террористическими. «Анкара, проведя операцию «Щит Евфрата», и формируя наблюдательные зоны в Идлибе пытается помещать подобному развитию событий. Для этого Турция оказала открытую поддержку ослабленным отрядам оппозиции, точно также, как в 2015 году Россия поддержала режим Асада», – отмечается в материале Anadolu.
В то же время курдскую тему используют в своей игре в Сирии и США. Информагентство Kurdistan 24 сообщает, что поддерживаемые Пентагоном курдские отряды «Демократических сил Сирии» (ДСС) готовы сражаться с правительственными войсками, если те предпримут шаги «по восстановлению контроля над всей территорией страны». При этом американцы хорошо понимают, что курды составляют меньшинство на территориях, которые они захватили. Арабы их считают агрессорами. И если начнется наступление войск Башара Асада на их позиции, расположенные восточнее Евфрата, то не исключено, что местное арабское население его может поддержать. Как сообщают сирийские источники, сейчас спецслужбы США активно работают с боевиками «Исламского государства» (ИГ. – запрещено в РФ), чтобы воспрепятствовать этому. Отряды ИГ, подписавшие «мирный договор» с представителями США, становятся оппозиционной политической силой. И если начнутся боевые действия против них, американцы и коалиция будут рассматривать такие действия как насилие и агрессию. А создав ЗД, как в Идлибе, они смогут реально контролировать ситуацию во всей восточной Сирии.
Не исключено, что именно с такими планами связано вчерашнее заявление Минобороны РФ, в котором оно обвинило военных США в прикрытии отрядов ИГ. По данным российского оборонного ведомства, американцы лишь имитируют борьбу с боевиками, а на деле прикрывают их для продвижения своих интересов на Ближнем Востоке и мешают российским Воздушно-космическим силам наносить удары. «Подобные действия коалиции свидетельствуют о том, что стремительное наступление сирийских войск в Абу-Кемале сорвало планы США по созданию неподконтрольных сирийскому правительству «проамериканских» органов власти для управления территориями на восточном берегу Евфрата. При этом в роли местных «проамериканских» сил, якобы контролирующих город, должны были выступить сами боевики ИГ, «перекрасившиеся» в цвета Сирийских демократических сил, подтверждением чему служат обнаруженные в Абу-Кемале флаги, используемые формированиями СДС», – говорится в сообщении Минобороны.
«Взятие Абу-Кемаля – это, конечно, большая победа Дамаска и Москвы. Но нельзя забывать, что американцы вместе с СДС контролируют треть Сирии, где расположено больше половины всех природных богатств страны, – говорит военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. - Как эти территории вольются в состав всей единой Сирии – неизвестно».
Нет ничего о решении этой проблемы и в совместном российско-американском заявлении.