Фото сайта kremlin.ru
Президент России Владимир Путин заявил, что срыв полноформатной встречи с его американским коллегой Дональдом Трампом на полях саммита АТЭС говорит о кризисном состоянии российско-американских отношений. Впрочем, президент подтвердил готовность РФ сотрудничать с США не только в области безопасности и борьбы с терроризмом, но и в экономической сфере. В экспертной среде считают, что полноценную встречу двух президентов стоит ожидать, но на другой площадке.
«Я часто и много говорю об этом: мы готовы к тому, чтобы перевернуть эту страницу и пойти дальше, смотреть в будущее, решать проблемы, в которых заинтересован и народ Соединенных Штатов, и народ РФ, думать о том, чтобы наполнить конкретным серьезным содержанием наши экономические связи», – заявил Путин. В связи с этим президент привел в пример последний Экономический форум в Санкт-Петербурге. «Больше всего на Экономическом форуме было американских компаний. Все хотят работать в России, – отметил Путин. – Вот взяли, запретили Exxon Mobil работать в Арктике на шельфе. Лишили просто интересной, перспективной работы, которая бы повышала экономическую мощь Соединенных Штатов».
Российский лидер пригрозил, обращаясь, очевидно, к американским компаниям: «Ваше место займут конкуренты. Это неизбежно в современном мире. Но мы хотим, чтобы у нас были гармоничные отношения с Соединенными Штатами не только в области экономики, но и в сфере обеспечения безопасности». В качестве направлений для сотрудничества между российской и американской сторонами Путин помимо всего назвал сокращение стратегических наступательных вооружений, а также проблему ракет малой и средней дальности. «Есть и другие вопросы, которые мы можем и должны обсуждать, в том числе, скажем, борьба с терроризмом, – отметил российский лидер. – То, что нам удается все-таки даже в этих условиях хоть о чем-то договариваться – в данном случае имею в виду заявление по Сирии, – уже хорошо, но этого мало».
То, что лидеры двух стран не смогли полноценно переговорить на саммите АТЭС, в Кремле объяснили протокольными капризами американцев. «Пытались согласовать отдельную полноформатную встречу и по линии протокольных служб, и по другим каналам, – сообщил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. – Существует обычная дипломатическая практика, когда встречи на высшем уровне поочередно организуются на территории каждой из сторон. Как правило, стороны стараются предложить друг другу различные альтернативные варианты, чтобы согласовать графики глав государств, учитывая, что они всегда перегружены в ходе подобных саммитов». Однако на этот раз американская делегация не выдвинула альтернатив. «Было предложено одно-единственное время, которое устраивало американскую сторону, и предложено одно место – помещение, которое было арендовано американцами», – посетовал Песков.
На совместной пресс-конференции в Ханое с президентом Вьетнама Чан Дай Куангом Трамп согласился с тем, что Москве и Вашингтону нужно вместе заниматься глобальными проблемами. «Я верю, что мы должны работать, чтобы решить (вопрос. – «НГ») Сирии, Северной Кореи, Украины», – заявил глава Белого дома, также высказавшись за укрепление отношений США с КНР, Вьетнамом и «многими другими странами».
Американского президента спросили, доверяет ли он данным американских спецслужб о «российском вмешательстве» в выборы 2016 года. Указав на то, что сам Путин убедительно отверг подобные обвинения, Трамп заявил: «Если говорить, верю я или нет, то я вместе с нашими (разведывательными. – «НГ») ведомствами».
В экспертной среде видят в коротких беседах Путина и Трампа во Вьетнаме пользу для сирийского досье. «От этих коротких бесед есть практическая отдача, – заявил «НГ» врио директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Федор Войтоловский. – Это совместное заявление по ситуации в Сирии, которое можно считать самым важным результатом. Кроме того, Владимир Путин передал Дональду Трампу сообщение, основанное на письме северокорейского руководства (речь о готовности Пхеньяна нанести ядерный удар. – «НГ»). Северокорейская проблема ими так или иначе обсуждалась. Не очень детально, судя по тому, что они смогли провести друг с другом не очень много времени. Видимо, для какого-то существенного обсуждения нужно ждать какой-то встречи, когда будет такая возможность».
Аналитик убежден: ставить крест на прямых полноценных контактах двух президентов рано. «Такие переговоры состоятся на какой-то площадке, где они оба окажутся вместе в другой раз, – заявил Войтоловский. – Думаю, здесь не стоит придавать значения той излишней политизации, которая разрослась вокруг возможной встречи двух президентов».