Фото Gettyimages
В ЕС под аббревиатурой Pesco (Permanent Structured Cooperation) разработан документ о «постоянном структурированном сотрудничестве» по линии обороны. Сегодня на его подписание в Брюсселе специально собираются главы оборонных и дипломатических ведомств государств сообщества. Мероприятие проводится вдогонку совещанию министров обороны стран НАТО, которые утвердили ряд инфраструктурных решений, способных только «раскочегарить» напряженность в Европе.
В общих чертах цель Pesco обрисовала в пресс-релизе верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. По ее словам, предлагаемая программа направлена на повышение эффективности обороны сообщества, военной мобильности между его членами и сотрудничества с НАТО. В аннотации к документу подчеркивается: «Pesco является решающим шагом, направленным на укрепление совместной обороны». Этой цели должно служить снятие пограничных формальностей и масштабное строительство в ЕС транспортных коммуникаций для переброски тяжелой военной техники. Недаром этот элемент плана уже называют Шенгеном для танков НАТО.
Впрочем, единой мотивации Pesco не просматривается. Говорят, что брекзит снял возражения, выдвигавшиеся Лондоном. Хотя чаще шаблонно поминают российскую угрозу. Но Spiegel называет пособником рождения инициативы, оформляемой в Брюсселе, президента США Дональда Трампа, чья политика пугает проатлантические круги в Европе.
Формально речь идет об исполнении решения саммита ЕС в декабре 2016 года, пожелавшего «расширения поля игры» в сферах безопасности и оборонной политики. Для подготовки плана были оперативно созданы рабочие группы в Берлине, Париже и Брюсселе. По ходу дела с наметками знакомили остальных членов. Принципиальные разногласия на публику старались не выносить. Но они присутствовали в подходах Франции и Германии.
Наряду с реформированием евробюджета предложения президента Макрона в европейской оборонной политике тоже выглядели гибче. К примеру, в рамках общей программы Pesco допускаются разные скорости сотрудничества при реализации общего проекта. Это было бы новшеством. Так что Берлин против послаблений, стремясь удерживать под своей эгидой всех 27 остающихся после брекзита участников ЕС.
Очевидно, немцы взяли верх. Страна ЕС обязана принять участие в одном из 47 предлагаемых военных в том или ином свете проектов. Предусматривается также «регулярное повышение оборонных расходов». А в двусторонних соглашениях члены «структурированного сотрудничества» призваны обещать быстрее решать вопросы, связанные с направлением солдат на участие в зарубежных акциях.
Недаром так довольна и.о. министра обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен. Сегодня, по сведениям берлинских СМИ, она намерена подписать протокол Pesco вместе с и.о. министра иностранных дел Зигмаром Габриэлем. «Наконец-то настал момент для великого прыжка», – полагает фон дер Ляйен. И добавляет, что в политике безопасности «ЕС еще никогда не достигал такого уровня общности и интеграции».
Брюссель покажет, так ли это, если, как подсчитали наблюдатели, подписать Pesco намерены больше 20, но не все 28 стран ЕС. К тому же проект должны доработать до полного утверждения в марте 2018-го. А кем будет к тому времени фрау фон дер Ляйен, неизвестно. Шансы на вхождение в новое правительство не стопроцентны. Но ее активность на недавней встрече министров обороны альянса в Брюсселе побудила слухи, что она была бы не прочь сменить Йенса Столтенберга по истечении в следующем году его контракта на посту генсека НАТО.