Си Цзиньпин назвал государственный визит Дональда Трампа в Китай историческим. Фото Reuters
Визит президента США в Китай увенчался подписанием соглашений на 250 млрд долл. Дональд Трамп рассчитывает, что американцы получат дополнительные рабочие места. Правда, в основном это заявления о намерениях, а не контракты. Председатель КНР Си Цзиньпин обещал приоткрыть для американцев рынки, но исключил допуск в банковский сектор. Стороны также договорились расширить сотрудничество по безопасности в Афганистане и на Ближнем Востоке. По мнению эксперта, это не отразится на отношениях КНР с Россией.
Американские медиа подчеркивают, что гость не скупился на комплименты Си Цзиньпину, хотя тот держался рамок протокола. Дома Трамп говорил, что китайцы грабили Америку, а в Пекине обвинил в том, что у США образовался огромный дефицит в торговле с Китаем, предыдущие администрации в Вашингтоне. Чтобы расположить к себе хозяев, глава Белого дома вновь применил свое семейное оружие. Китайцы увидели, как внучка президента исполняет песню на китайском языке.
Словом, прием Трампу был оказан теплый, но это не означает, что сторонам удалось прийти к взаимопониманию по ключевым вопросам. Поскольку Трамп находится под огнем дома, ему важно было продемонстрировать успех миссии в Китай. И сумма подписанных компаниями двух стран соглашений о сотрудничестве, казалось бы, говорит сама за себя. «Это чудо», – сказал министр торговли Китая Чжун Шань.
Но, как отмечает Reuters, у американских бизнесменов по-прежнему полно жалоб: доступ на рынок Китая ограничен, американские фирмы заставляют создавать СП с китайскими, передавать технологии партнерам. В иностранных компаниях увеличивается число парткомов Коммунистической партии.
Технологические компании США, такие как Facebook и Google, заблокированы в Китае, а автогиганты Ford и General Motors работают в виде СП. Фильмы Голливуда показывают в соответствии со строгими квотами.
Причем многие сделки, как это часто бывает во время визитов на высшем уровне, представляют собой не «обязывающие» соглашения, а меморандумы о взаимопонимании. Их включают в перечень, чтобы раздуть цифры для вящего эффекта, говорит Алекс Вулф, старший экономист компании Aberdeen Standard Investments.
Закончив переговоры, Си и Трамп провели пресс-конференцию длительностью 15 минут. Репортерам не позволили задать ни одного вопроса. Тем не менее из выступлений двух лидеров можно составить представление, где они пришли к общему знаменателю, а где – нет.
По Северной Корее стороны согласились, что нужны срочные меры, чтобы добиться ее денуклеаризации. Трамп призвал Пекин упорно над этим работать, в частности разорвать с КНДР банковские связи. Но Си настаивал, что для разрешения кризиса нужен диалог. В то же время он подтвердил, что Китай выполнит резолюции ООН.
По экономике Трампу удалось добиться от Си лишь туманного обещания продолжить дискуссии и смягчить ограничения на инвестиции.
Лидеры обсудили ситуацию в Южно-Китайском море, где КНР возвела сеть военных объектов на спорных и намывных островах. Как видно из заявления госсекретаря США Рекса Тиллерсона, позиция США не изменилась. США по-прежнему будут отстаивать принцип свободы судоходства. Что скорее всего означает, что они будут продолжать посылать военные самолеты и корабли в этот район. Впрочем, на пресс-конференции Си сказал, что Тихий океан столь велик, что там могут уместиться корабли и Китая, и США.
Понятно, что участники переговоров не могли не обсудить положение в сфере безопасности и связи между военными двух стран. Пекин вскоре пригласит министра обороны США Джеймса Мэттиса посетить КНР, а китайская военная делегация отправится в США. Главы двух государств также согласились участвовать сообща в контртеррористических операциях на Ближнем Востоке и в Афганистане.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил, что «военные связи США и Китая имеют большое значение с учетом острых расхождений двух стран по многим вопросам. Происходит обмен делегациями, обмен данными в чувствительных областях. Американцы всегда проявляли заинтересованность в этих связях, стремясь получить больше информации о планах Китая и о развитии его вооруженных сил».
Когда китайцы хотят добиться какого-то компромисса от США, они идут на расширение контактов. Если китайцы недовольны какими-то действиями США, они обычно начинают эти контакты ограничивать. В китайско-американских военных контактах уже было несколько таких раундов: потепление, расширение, потом свертывание, напомнил эксперт. Сейчас будет расширение, так как Си заинтересован в рабочих отношениях с Трампом. Для китайцев важно пережить этот сложный период во внутренней американской политике, например избежать торговой войны.
Что касается Ближнего Востока и Афганистана, то у Китая там огромные экономические интересы. В Афганистане Китай стал важнейшим инвестором. «Разумеется, для обеспечения безопасности этих инвестиций китайцам нужно взаимодействие с США», – отметил Кашин.
Отвечая на вопрос, как повлияет расширение американо-китайского взаимодействия на отношения России с Китаем, эксперт сказал, что визиты на высшем уровне почти всегда проходят в атмосфере «позитива». Если не все подготовлено, то и визита нет. «Не думаю, что этот визит затрагивает Россию. Тем более что итоги его не однозначны. Напомню, что недавно Тиллерсон побывал в Индии. Там он жестко критиковал Китай и открыто призвал Индию к совместным действиям для сдерживания Китая. То есть о крепкой дружбе между Китаем и США и речи быть не может», – подчеркнул Кашин.