Фото Gettyimages
Министерство торговли Великобритании представило в парламенте два законопроекта, призванных очертить курс торговой политики страны после выхода из Европейского союза. Между тем на пути реализации брекзита все еще остаются препятствия. Большинство британцев теряют доверие к действиям премьер-министра Терезы Мэй на переговорах с Брюсселем. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским центром OBR.
Представленный правительством во вторник билль о торговле закрепит за ним право самостоятельно вести торговые переговоры с другими государствами. Такие полномочия власти обретут после выхода королевства из сообщества в марте 2019 года, когда Британия покинет Таможенный союз ЕС. Членство в этой организации означает, что любые торговые переговоры с третьими странами ведутся от лица Еврокомиссии, а не на уровне национальных правительств.
«Спустя 40 лет Соединенное Королевство наконец сможет вести самостоятельную политику в области торговли и инвестиций», – прокомментировал публикацию законопроекта министр торговли Лиам Фокс.
После того как билль о торговле будет одобрен депутатами, правительство сможет приступить к переносу текущих договоренностей в сфере торговли, которыми Британия пользуется как член ЕС, на национальный уровень. Помимо обновления уже существующих сделок Лондон намерен заключить новые соглашения с государствами, не имеющими сделки о свободной торговле с ЕС. Такими странами, в частности, являются США, Новая Зеландия и Австралия.
Впрочем, одни лишь законы едва ли убедят другие страны в необходимости сотрудничества с британцами. Так, министр торговли США Уилбур Росс заявил, что на желание его страны заключать торговую сделку с Лондоном может повлиять то, насколько полный доступ Британия будет иметь к общему европейскому рынку, в частности, к его финансовому сегменту. «Как наша, так и британская экономика зависят от сферы услуг… То, на каких условиях Британия и ЕС будут сотрудничать в этой области, повлияет и на нас», – пояснил он.
По словам Росса, если королевство потеряет доступ к так называемым «финансовым паспортам» Евросоюза, дающим право британским финансовым фирмам беспрепятственно работать на территории сообщества, это обернется головной болью и для американских фирм. «Ситуация, когда американские компании могли открывать офисы в Лондоне и затем пользоваться «паспортами» (для работы в ЕС. – «НГ»), всегда была очень комфортной для нас», – рассказал он.
При этом Росс подчеркнул, что смотрит на перспективу углубления отношения с Британией оптимистично. «Учитывая хорошие отношения между нашими двумя странами, если все вышеназванные сложности в переговорах Британии с ЕС будут разрешены, то, полагаю, это (сделка о свободной торговле. – «НГ») не должно занять у нас много времени», – заключил министр.
В четверг в Брюсселе стартует шестой раунд переговоров по брекзиту. В ходе него дипломаты с обеих сторон продолжат обсуждение условий, на которых Британия покинет ЕС. От того, насколько удачно пройдет очередной этап переговоров, зависит, когда Лондон и Брюссель смогут наконец приступить к дискуссиям по поводу экономического и торгового сотрудничества после 2019 года.
На днях газета Times сообщила, что премьер-министр Тереза Мэй согласилась выплатить в казну ЕС «отступные» в размере 53 млрд фунтов. По данным издания, такие уступки окажутся достаточными, чтобы приступить к дискуссиям по торговле уже в декабре.
Впрочем, некоторые аналитики со скептицизмом относятся к самой идее выхода из Таможенного союза. «Брекзит не только навредит нашим отношениям с ЕС, обмен товарами и услугами с которым составляет около 50% от общего объема нашего торгового оборота, но и затруднит наши коммерческие связи с другими странами», – пишет во вторник в Times редактор издания InFacts Хьюго Диксон.
Как указывает обозреватель, королевство не сможет просто так «скопировать» соглашения с 66 государствами, доступ к которым она имеет на правах члена ЕС. «Нам придется обговаривать моменты вокруг каждой из этих сделок один на один с третьими странами», – утверждает Диксон.
Во вторник исследовательский центр OBR опубликовал опрос, согласно которому 66% респондентов признались, что не поддерживают политику Мэй по брекзиту. О доверии к подходу правительства на этом направлении заявили лишь 34%. Около 47% британцев также не верят, что Мэй сможет получить от ЕС сделку, которая окажется выгодной для всей страны. О том, что премьер-министру под силу такая задача, заявили лишь 26% опрошенных граждан.