Фото Gettyimages
Несомненно, что предложенная сегодня экспертам в Московском центре Карнеги монография «Полицентрический ядерный мир: вызовы и новые возможности», посвященная проблемам и тенденциям наступающей ядерной эпохи, которая, как считают авторы, будет во многом отличаться от знакомого нам прошлого, вызвала большой интерес в среде экспертов.
Авторы исследования, вышедшего под редакцией Алексея Арбатова и Владимира Дворкина, утверждают, что ныне многие события и процессы внутри России и в окружающем мире вызывают ассоциации с положением дел 30-летней давности. Москва решила свернуть с европейского пути развития (в смысле построения либеральных демократических институтов и норм), по которому Россия пыталась следовать после распада СССР. Было также твердо заявлено о нежелании страны мириться с моделью неравноправных отношений с Запалом, которая сложилась после окончания холодной войны. Был взят курс на активную дипломатию и восстановление военной мощи в целях возрождения статуса России как глобального центра силы и «локомотива» коалиций, противостоящих глобальному доминированию Запада.
Как и следовало ожидать, отмечают авторы монографии, США и их союзники стали на курс противодействия Москве. В ближайшее время, отмечают они, может начаться новый цикл гонки вооружений – ядерных и обычных, наступательных и оборонительных. Построенная за несколько десятилетий система договоров и режимов контроля над вооружениями вступила в стадию кризиса и распада. Опасность большой войны России и США, в том числе с применением ядерного оружия, вновь нависла над Европой и остальным миром.
И эти опасности анализируются в книге. Главный момент, на который указывали практически все участники дискуссии, заключается в том, что скоро истекают сроки действия важнейших договоров, которые удалось заключить с момента исторической встречи Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году. Речь идет о договоре, касающемся ракет средней и малой дальности (РСМД). Это соглашение бессрочное, но оно уже размывается обеими сторонами. США, как известно, пошли на размещение американских ПРО в Европе, а Россия угрожает выходом из РСМД, а по мнению американской стороны, уже создает системы, которые не укладываются в рамки данного договора. За ним последует договор СНВ и на этой основе – согласованные меры в области ПРО и новых стратегических систем. Договор СВН-III истекает в 2021 году.
Конечно, можно спорить с авторами монографии, утверждающими, что американские системы ПРО несовершенны и даже не смогут угрожать российским баллистическим ракетам. Но технических подтверждений этим фактам нет, а то, что американцы не стали сбивать над Японией северокорейские ракеты, вряд ли является свидетельством «несовершенности» американской ПРО, как это пытались представить дискутирующие. Однако можно согласиться с выводами авторов монографии, что, если США и Россия как ведущие ядерные державы не договорятся по проблемам контроля над ядерными вооружениями, то именно отсутствие договоренности станет своего рода катализатором развертывания гонки ядерных вооружений в нынешнем полицентрическом ядерном мире и это многократно повышает опасность возникновения ядерного конфликта. И несомненно прав Арбатов, который считает, что нынешний американский президент Дональд Трамп в силу своей профессиональной подготовки и опыта не знает и не понимает всех причин и сложностей сегодняшнего кризиса в этой (ядерной) области. Поэтому спасение системы и режима контроля над ядерным оружием впредь может обеспечить только Россия.
Однако нельзя не сказать, что современный мир отличает от мира 30-летней давности резкий технологический скачок - практически все промышленно-развитые страны мира занялись дигитализацией промышленности и экономики. Разумеется, в этом же направлении двигаются и военные технологии. Но что это означает с точки зрения наличия и распространения по всему миру неконтролируемого ядерного оружия?
В этой связи нелишне вспомнить 26 сентября 1983 года, когда советские системы раннего оповещения о ядерном нападении информировали находящихся на постоянном дежурстве операторов «ответного удара» о пуске американских баллистических ракет в сторону СССР. На размышление у дежурившего тогда у кнопки пуска советских баллистических ракет подполковника Станислава Петрова оставалось не так много времени. Ведь через 12 минут американские «минитмены» должны были достигнуть территории СССР. К счастью, он понял, что где-то произошел сбой, и не дал приказа на ответный удар. Ядерный Армагеддон тогда был предотвращен. Но что, если вместо Петрова у кнопки стояла бы машина? Напомним, что известный британский ученый, физик-теоретик Стивен Хокинг назвал не так давно четыре причины, которые могут привести к гибели человечества. Ядерная война у него стояла на третьем месте. На втором - искусственный разум. Вопрос о влиянии технического прогресса на повышение риска ядерного конфликта на дискуссии в центре Карнеги мне задать не удалось и я, пользуясь возможностями современной техники, все-таки задаю его онлайн.