Семья беженцев-рохинджа в ожидании регистрации на территории Бангладеш. Фото Reuters
Более 600 тыс. человек народности рохинджа томятся в ужасных условиях в лагерях на территории Бангладеш. Мьянма (Бирма), где большинство населения буддисты, заявляет, что готова начать прием желающих вернуться домой, а соседняя страна затягивает их репатриацию, рассчитывая получить больше денег от гуманитарных организаций. На деле беженцев удерживает страх перед репрессиями. По мнению эксперта, трудноразрешимую проблему создали колонизаторы, завозившие в Бирму работников для разведения риса.
Стало истертым клише обвинять бывшие колониальные империи в бедах, которые переживают сегодня их прежние владения. Парадокс состоит в том, что нынешняя трагедия беженцев-мусульман рохинджа (в Мьянме их называют бенгальцами) действительно уходит корнями в колониальное прошлое. Британцы решили превратить юго-запад Бирмы, которая была частью Британской Индии, в рисовую житницу империи и стали завозить из соседней Бенгалии земледельцев.
Коренное население, исповедовавшее буддизм, восприняло переселенцев, в основном мусульман, как чужаков. Уже тогда начались кровавые столкновения.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония отметила, что «на деле нынешний конфликт носит не этноконфессиональный характер, а скорее территориальный. Ведь военизированное крыло рохинджа – «Армия спасения рохинджа Аракана» – хочет учредить на территории штата Аракан в Мьянме административную единицу. Но в принципе они хотели отделиться и даже присоединить ее к Бангладеш. Такие планы были давно. Сейчас расстановка сил, по сути, такова: Бангладеш хочет избавиться от этой уймы народа, а Мьянма не хочет их брать».
Как передает агентство Reuters, Мьянма обвинила Бангладеш в том, что она затягивает начало репатриации беженцев. Дакка (столица Бангладеш) якобы сначала хочет получить много миллионов долларов в виде помощи от международных организаций. Напомним, что рохинджа стали спасаться бегством в Бангладеш в конце августа. Они спасались от этнической чистки, которая сопутствовала контртеррористической операции, проводимой армией Мьянмы против боевиков «Армии спасения рохинджа».
Представитель фактического лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи заявил, что его страна готова начать репатриацию в любое время в соответствии с соглашением между двумя странами, подписанным в начале 1990-х годов. Но Бангладеш еще не приняла этих условий и, очевидно, хочет получить денег дополнительно к тем 400 млн долл., которые уже получила от международных организаций.
Позиция Мьянмы состоит в том, что она примет рохинджа, когда будет установлено, что они раньше жили в этой стране. Иными словами, должен пройти процесс верификации.
С учетом тех ужасов, которые пережили беженцы, вряд ли стоит удивляться тому, что они не спешат возвращаться к своим очагам. Между тем в Бангладеш парламентарии призывают ООН вмешаться в кризис и найти способ оказать помощь попавшим в беду людям, в первую очередь детям.
Как говорит Симония, Мьянма поставила условие, что будет принимать примерно 300 человек в день. А ранее представитель бирманской стороны сказал, что процесс репатриации беженцев займет лет 10.
Оппозиционная Союзная партия солидарности и развития, бывшая правящая партия военных, которая проиграла выборы, собирается контролировать процесс репатриации от начала и до конца. Фактически все население – и военные, и гражданские лица, и даже правозащитники, которые отсидели по 17–19 лет в тюрьмах и лагерях при военном режиме, – тоже выступает против того, чтобы рохинджа вернулись на территорию штата Аракан. Они это считают угрозой национальной безопасности, заключила эксперт.