Главный юрисконсульт Facebook Колин Стретч, представитель Twitter Шон Эдгетт и юрист Google Ричард Сальгадо дают показания в Сенате (слева-направо). Фото Reuters
Представители Facebook, Twitter и Google дали показания сенатскому подкомитету США по юридическим вопросам, который занимается расследованием предполагаемого российского вмешательства в американские выборы в 2016 году. Законодатели раскритиковали руководство онлайн-компаний за недостаточно тщательную проверку своих клиентов.
В ходе слушаний главный юрисконсульт Facebook Колин Стретч признался, что российские организации якобы использовали социальную сеть для влияния на демократические процессы в стране. В общей сложности, по словам Стретча, связанные с властями РФ структуры приобрели около 3 тыс. рекламных объявлений, которые увидели 126 млн американцев.
Причем оплата за рекламные услуги производилась в рублях. Как рассказал представитель Facebook, контент объявлений разрабатывался и продвигался Агентством интернет-исследований, которое, по утверждениям СМИ, связано с Кремлем.
При этом Стретч дал понять: «российское» вмешательство ставило перед собой цель углубить политические противоречия в стране, а не, как предполагалось ранее, помочь республиканцу Дональду Трампу стать президентом. Так, например, созданная пользователями РФ группа в Facebook под названием BlackMattersUS призывала американцев выйти на демонстрацию в Нью-Йорке против политики Трампа. По данным издания Hill, на такой призыв откликнулись от 5 до 10 тыс. человек.
В предоставлении платформы российским «троллям» обвиняют и Twitter. Предполагается, что с принадлежащих гражданам РФ аккаунтов в период между ноябрем и сентябрем прошлого года было отправлено 1,4 млн сообщений.
Упрекнули Twitter и в том, что тот предоставил рекламное место телеканалу RT. Впрочем, на днях руководство сети микроблогов заявило, что запретит RT и Sputnik размещать рекламу в своей соцсети.
Google, в свою очередь, пользовался среди «российских агентов влияния» наименьшей популярностью. Они приобрели рекламы на ресурсе на общую сумму 4,7 тыс. долл., также создав 18 аккаунтов на видеохостинге YouTube. Видеоролики посмотрели немногим более 300 тыс. человек. Такие данные цитирует газета Guardian.
Американские сенаторы, хотя и признали преимущества социальных сетей, раскритиковали представителей онлайн-фирм за безответственность. «Я думаю, что вы делаете для нашей страны очень много полезного, но власть, которой вы обладаете, порой пугает меня, – сказал сенатор-республиканец Джон Кеннеди. – Вашими рекламными услугами пользуются 5 млн клиентов, и вы хотите сказать, что вы не знаете, в какой стране они находятся?»
Учитывая то, какими значительными ресурсами обладает Facebook, отсутствие надеждой системы проверки ими клиентов выглядит странным, утверждает сенатор-демократ Аль Франкен. «Как Facebook, который так гордится способностью соединять пользователей со всех точек мира в единую сеть, не смог связать оплаченные рублями политические объявления с пользователями, находящимися в России?» – возмутился он.
Представители соцсетей во многом согласились с критикой сенаторов. «Многие из просмотренных нами рекламных объявлений направлены на возбуждение вражды между различными группами в обществе, нас это очень беспокоит, – сказал Стретч. – Даже если бы такая реклама распространялась самими американцами, это уже являлось бы очень серьезной проблемой. Тот факт, что такая реклама продвигалась иностранными силами, делает ситуацию недопустимой». С необходимостью тщательнее проверять данные своих клиентов согласились и представители Google и Twitter.
Социальные сети и Интернет играют все большую роль в жизни американцев. Согласно данным, приведенным изданием USA Today, около 60% американцев имеют личный аккаунт в Facebook. 45% из этих пользователей узнают о новостях главным образом из социальных сетей.
По данным Pew Research Center, Интернет – второй по популярности источник новостей среди граждан США. Так, 38% респондентов признались, что узнают новости онлайн. Главной новостной платформой остается телевидение (57%). Газеты же читают лишь 20% граждан.
Очевидно, что об этом тренде было хорошо известно советникам Трампа. Так, на рекламу своей кандидатуры в соцсетях штаб республиканца потратил в общей сложности 90 млн долл. «Facebook и Twitter – это две причины, по которым мы победили», – заявил ранее директор по цифровым коммуникациям в кампании Трампа Брэд Паскаль.
Социальные сети не только играют всю более значительную роль в политической жизни США, но и усиливают поляризацию общества, отметил в своей статье в газете Times профессор Гарвардского университета Ниалл Фергюсон. «Недавнее исследование изучило поведение 665 авторов блогов в соцсетях и 16,5 тыс. ссылок, которыми они обменивались, – написал он. – Оно показало, что в соцсетях сформировались два не соприкасающихся друг с другом кластеров: один – либеральный, другой – консервативный».
По словам Фергюсона, исследования поведения пользователей Twitter демонстрируют схожую ситуацию: консервативные пользователи «репостят» только консервативный контент, а либералы – либеральный.
«Кампания Трампа показала, что существует глубокий информационный пласт, который государство еще не контролирует, – сказала «НГ» научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. – Этот пласт содержит альтернативные новости, которые власти не контролируют и не цензурируют». По словам эксперта, беспокойство о социальных сетях как о неконтролируемом пространстве регулярно поднимается не только в США. «Если мы вспомним, то революции в Тунисе или Египте тоже начинались с социальных сетей», – напомнила она. Тему контроля за соцсетями, заметила аналитик, поднимают и российские власти.
Возвращаясь к американскому контексту, вопрос «российского вмешательства» играет на руку государству, которое хочет установить более жесткий контроль за соцсетями, полагает Журавлева. «Российская карта в некоторой мере оправдывает желание властей регулировать соцсети», – утверждает аналитик.
Причиной большинства проблем, связанных с деятельностью Google, Facebook и Twitter, является их де-факто монопольное положение на рынке, пишет в своей колонке в Wall Street Journal директор отдела анализа государственной политики в компании Yelp Лютер Лоу. В силу отсутствия конкурентов, считает эксперт, эти компании могут предоставить клиентам очень дешевое рекламное место, и их реклама охватывает обширную аудиторию. Это, в свою очередь, позволяет RT, или «российским троллям», влиять на американскую политику, не тратя при этом серьезных ресурсов.
По словам Лоу, американские законодатели должны разбить монополию рекламного рынка в США. В частности, заметил он, Google должен делиться клиентами в сфере маркетинга с такими сервисами, как TrimpAdvisоr, ZocDoc или Yelp. Если рынок онлайн-рекламы будет сегментирован, то, например, «российские агенты» не смогут задешево получить доступ к миллионам пользователей. Взамен им придется торговаться с разными провайдерами рекламы и платить больше.