Роберта Мюллера призвали уйти в отставку. Фото Reuters
Первые задержания по «делу о российском вмешательстве» в американские выборы, которое курирует спецпрокурор Роберт Мюллер, могут начаться в понедельник, 30 октября. Большое жюри присяжных в Вашингтоне уже одобрило ряд обвинений, сообщили телеканалу CNN информированные источники. Однако появилась новая волна компромата против Демократической партии, которая ставит вопрос о том, насколько уместна кандидатура Мюллера для того, чтобы вести подобное расследование.
Последние месяцы американская следственная группа, занимающаяся «российским делом», проверяла «чистоту» людей из ближайшего окружения президента США Дональда Трампа. На допрос были вызваны сотрудники его избирательного штаба и ряд действующих представителей Белого дома. Отвечать на вопросы следователей пришлось и тем, кто был вынужден покинуть президентскую команду в связи с компроматом, появившимся в прессе. Например, среди них был бывший советник президента по национальной безопасности Майкл Флинн, экс-глава администрации Райнс Прибус и ушедший в отставку пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер. О том, чьи имена содержатся в обвинительном заключении, пока неизвестно.
В то же время угроза вырисовывается и для экс-кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Вокруг нее назрело как минимум два скандала. Первый связан с раскруткой информационной кампании против Трампа во время предвыборной гонки 2016 года. Тогда, практически перед финалом борьбы за Овальный кабинет, в издании BuzzFeed вышел материал, который лег в основу расследования о «российском вмешательстве». В статье утверждалось, что у российских спецслужб есть видеозапись, на которой якобы запечатлен Трамп в обществе женщин легкого поведения в одной из московских гостиниц. По данным Washington Post, «фактуру» для материала BuzzFeed собирал по заказу вашингтонской компании Fusion GPS бывший британский разведчик Кристофер Стил. При этом финансировалась Fusion GPS почти из кармана Демократической партии США. Замести следы демократам помогала юридическая фирма Perkins Coie.
Расследование Washington Post ставит вопрос о том, насколько серьезно группа по изучению «российского вмешательства» восприняла «досье на Трампа». Об этом напрямую спрашивает в своем редакционном материале издание Wall Street Journal: «Есть два уместных вопроса: привело ли это досье к расследованию ФБР в отношении предвыборной кампании Трампа и использовали ли его (то есть досье. – «НГ») господин Коми (экс-глава ФБР. – «НГ») или его агенты в качестве доказательства, чтобы получить разрешение на прослушку?» Американское общество заслуживает того, чтобы знать природу «российского расследования», поэтому необходимо подвергнуть изучению и досье, появившееся в BuzzFeed, утверждает издание. Сам Трамп, выступая недавно перед прессой, прокомментировал скандал вокруг Клинтон так: «Крайне прискорбно то, что они сделали с этим фальшивым досье. Оно было придумано от и до, и я так понимаю, что они отдали огромную кучу денег на это». Глава Белого дома добавил: «Это печальная иллюстрация того, как делается политика в нашей стране».
Другим скандалом, грозящим если не Клинтон, то самому Мюллеру, стал материал издания Hill, который раскрыл замалчивание Минюстом США и ФБР данных о предполагаемом российском финансировании фонда семьи Клинтон. Как писала «НГ» в номере от 19.10.17, Clinton Foundation подозревают в получении взяток из России, ставших, как подозревает Hill, платой за приход российских собственников в энергетическую компанию Uranium One. Подписание сделки в 2010 году позволило российскому бизнесу взять под контроль 20% американского уранового производства. Непонятна в этом деле роль ФБР, которое собрало компромат на Клинтонов, но так и не дало делу хода. При этом Мюллер, который изучает «связи» Трампа с Кремлем, занимал пост директора ФБР как раз в тот период, когда решалась судьба активов Uranium One. В связи с этим Wall Street Journal открыто призвала спецпрокурора оставить работу над «российским делом» из-за неспособности «держать дистанцию».
В российской экспертной среде называют «дело о российском вмешательстве» свидетельством системных проблем американской политической машины. «Это неготовность признать то, что в политической системе, в отношениях между партиями, в избирательном процессе, в том, как происходит предвыборная борьба, наметились очень серьезные изменения кризисного характера, – заявил «НГ» врио директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Федор Войтоловский. – Попытка искать во всех вмешательствах источник поражения или победы того или иного кандидата – это стремление уйти от проблемы, проигнорировать реальные трудности, которые проявляются в американской политической системе на уровне взаимодействия этой власти, на уровне межпартийных и внутрипартийных отношений, на уровне отношений с электоратом. Если бы однозначно могла бы победить какая-то одна политическая сила, то не нужно было бы сваливать все на Россию, искать русских хакеров».