Фото GettyImages
Прошедшая неделя не принесла никакого результата при попытках четырех партий, участвующих в коалиционных переговорах по созданию нового правительства, добиться согласования единой линии в вопросах миграционной политики, климата и энергетики. Напомним, что в переговорах, которые длятся уже вторую неделю участвуют ХДС,ХСС,СвДП и Союз90/зеленые. Как отмечает сетевое интернет-издание Huffingtonpost, участники переговоров обвиняют друг друга в неуступчивости. Понятно, пишет издание, что на переговорах партий со столь диаметрально противоположными позициями все стороны должны проявлять готовность к компромиссам. Но этой готовности как раз и нет.
В вопросе миграционной политики зеленым не подходит установление верхнего предела для приема беженцев, о чем ХДС и ХСС с трудом, но договорились. Как высказался один из лидеров зеленых Джем Оздемир в интервью газете «Bild», «для зеленых подобные договоренности о верхнем пределе приема мигрантов не могут быть решением проблемы, поскольку они выступают за гуманную миграционную политику». В понимании зеленых такая политика должна включать в себя принятие быстрых правовых решений относительно статуса беженцев, регистрации всех прибывающих в страну мигрантов и возможность для того, чтобы члены семей мигрантов могли воссоединяться на территории Германии. Как известно, именно нехватка чиновников привела к тому, что до сих пор в Германии не все беженцы зарегистрированы, и у немцев нет точного числа находящихся нелегально на территории страны мигрантов. Неограниченное воссоединение семей беженцев (в чем, кстати, зеленые отказывают легально переселившимся в страну в свое время лицам из других стран Европы) вообще ставит под сомнение установление какого-либо верхнего предела для мигрантов.
В климатической политике зеленые выступают с позиций ярых поборников повсеместного внедрения возобновляемых источников энергии и Парижского климатического соглашения. В этом плане они наталкиваются на сопротивление других участников переговоров. Так, свободные демократы не согласны с зелеными относительно того, чтобы зафиксированные цели Германии в отношении климата считать окончательными. Напомним, что провозглашенной немецкой целью является снижение выбросов парниковых газов к 2020 году на 40 процентов по сравнению с 1990 годом. Поэтому СвДП не то, чтобы против этих планов, которые она называет «слишком жесткими», но скорее за то, чтобы не только немцы занимались бы реализацией программ сокращения выбросов, но и другие члены ЕС, не говоря уже о мировом сообществе. А, как известно, решение Дональда Трампа отозвать американскую подпись под Парижским соглашением, вообще может поставить все одиночные усилия Германии под вопрос, с точки зрения достижения реальных результатов по глобальному сокращению выбросов. Напомним, что и Россия пока не приняла окончательного решения по ратификации Парижского соглашения и в Москве имеются влиятельные противники его. Да и в ЕС не все страны готовы безоговорочно принимать на себя обязательства по сокращению выбросов, а тем более выполнять их. Взять, к примеру, Польшу, где процент угольной генерации (как и в самой Германии) достаточно высок. И эти позиции не связаны с каким-то злым умыслом тех или иных американских, российских или польских политиков (не говоря уже о немецких либералах, христианских демократах и баварской ХСС), а обусловлены конкретным состоянием экономики и социальной жизни в этих странах. Ведь субсидирование возобновляемых источников энергии, чем до сих пор занимается правительство Германии, ведет к постоянному росту цен на электроэнергию в стране. А любое снижение подобного субсидирования приводит к сокращению вводимых в строй мощностей солнечной и ветровой генерации, поскольку инвестировать в них без господдержки становится невыгодным.
Для России обсуждение вопросов будущего энергетики Германии важно с точки зрения будущих объемов поставок российских энергоносителей в Германию, куда пока идет основной их поток. В Москве считают, что роль природного газа как временного и промежуточного энергоносителя при реализации Германии энергоповорота, связанного с отказом от атомной энергетики и переходе к возобновляемым источникам энергии, должна будет возрастать. И этот период может занять не один десяток лет. Поэтому Москва пристально следит за процессом формирования нового германского правительства.
Не менее пристально за ведущимися переговорами наблюдает и руководство немецких социал-демократов. Ведь вполне возможная неудача с формированием коалиции «четырех», известной как «коалиция Ямайки» может дать СДПГ новый шанс. Недаром же нынешний председатель партии Мартин Шульц уже объявил о необходимости проведения в Германии новых выборов, если попытка создания «коалиции Ямайки» окончится ничем. .