Фото Gettyimages
Турция не выполняет ранее принятых в Астане договоренностей по межсирийскому урегулированию. Войска, которые Анкара недавно ввела в сирийскую провинцию Идлиб для создания зоны деэскалации, на самом деле сосредоточились вокруг курдского кантона Африн. Никаких полицейских функций, связанных с миротворческим процессом, они не выполняют. А, наоборот, поддерживают протурецкие вооруженные формирования, которые уже начали вялотекущие боевые действия не только в Африне, но и на северо-востоке провинции Алеппо в районе Манбиджа.
Эту ситуацию сейчас обсуждают в арабских и курдских социальных сетях. Делаемые выводы однозначно говорят о том, что в ближайшие дни или даже часы Турция заявит о возобновлении операции «Щит Евфрата», связанной с ликвидацией курдских автономий на севере Сирии. Ситуация осложняется тем, что в Африн, расположенный на севере сирийской провинции Алеппо, по договоренности с Дамаском в начале сентября 2017 года были введены подразделения российской военной полиции. Они развернули в этом курдском районе наблюдательные пункты и обеспечивают соблюдение режима прекращения боевых действий в так называемой зоне деконфликтации. Военные действия, которые разворачивают там сейчас турецкие войска и лояльные им вооруженные формирования, напрямую угрожают жизни российских военнослужащих. Пока, к счастью, эксцессов удалось избежать. Но ситуация накаляется и может выйти из-под контроля.
СМИ цитируют курдское издание ANF News, которое сообщило, что, «окопавшись в крепости Семан (это вблизи Азаза, который Анкара захватила еще в начале 2017 года. – «НГ»), вторгшаяся турецкая армия и связанные с ней группировки начали атаку на деревню Иска района Шерава округа Африн». Одновременно информационный портал Free-News сообщил, что протурецкие боевики начали разведку боем в населенном пункте Манбидж, расположенном в северо-восточной части Алеппо. Это территорию контролируют курдские формирования, поддерживаемые коалицией во главе с США. Но Анкара не хочет с этим мириться. Сообщается, что авиация Турции сбросила над Манбиджем несколько пачек листовок, в которых местное население предупреждается о грядущей опасности, а также отмечается, что «город будет взят любой ценой».
То, что Анкара вынашивает планы по дальнейшей оккупации северной части Сирии, подтверждает и сделанное накануне заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Он прямо сказал, что «турецкие вооруженные силы выполнили поставленные задачи в сирийском Идлибе и готовы в любой момент нанести удар по курдскому анклаву Африн». Такая уверенность турецкого лидера, видимо, основана на том, что после ввода войск в соседний Идлиб силы, поддерживающие Анкару, теперь охватывают Африн и обширные территории вокруг него с трех сторон. Фактически Африн находится в окружении, и лишь небольшая полоска на юго-востоке кантона связывает его с территорией, которую удерживают войска сирийского президента Башара Асада и поддерживающие его силы.
Власти Дамаска на днях в очередной раз обвинили Турцию в оккупации страны и потребовали от нее вывести войска с территории Сирии. Российское военно-политическое руководство пока не сделало никаких официальных заявлений в связи с действиями Анкары. Молчат и американцы. С одной стороны, они закрывают глаза на действия Анкары, с другой – поддерживают курдов. И это понятно, ведь курдские вооруженные формирования являются основной силой, которая в настоящий момент, опережая правительственные войска Сирии, захватывает важные углеводородные месторождения в провинции Дейр-эз-Зор на востоке страны. По сообщениям местных СМИ и соцсетей, сейчас под контроль курдских формирований перешли все нефтяные поля, расположенные между месторождениями Аль-Омар и Аль-Танак, включая само Аль-Танак, Таяни, Малех, Мкат, Кахар, Азрак, Ярноф. Также курдами захвачена деревня Хави Дибан недалеко от Меядина.
Для Дамаска и поддерживающих его государств – России и Ирана – это очень невыгодная ситуация. Начав войну на севере страны против курдов, Турция оттянет сюда большие контингенты проправительственных сил, которые будут противодействовать расширению подконтрольных ей территорий. Это может затормозить освобождение Дейр-эз-Зора от террористов, а также дать дополнительные возможности США сформировать еще одну военную базу в районе Абу-Кемаля на границе с Ираком. Он как важный приграничный транспортный узел играет стратегическую роль в этой местности.
У Москвы есть возможности исправить ситуацию. Скорее всего руководство РФ по дипломатическим и иным каналам в очередной раз надавит на Эрдогана с тем, чтобы он отказался от своих планов и возобновил в Идлибе миротворческий процесс. Сложнее будет противодействовать планам США и других стран (в первую очередь Израиля), которым очень выгодно после победы над террористами разделить Сирию на зоны, которые не будут подчиняться официальному Дамаску. Скажем, командование проамериканского альянса «Сирийские демократические силы» уже заявило, что освобожденная ими Ракка, а также другие местности станут началом проекта «децентрализованной Сирии». Заигрывая с курдами, Вашингтон закрывает глаза на то, что Турция продолжает оккупировать северную Сирию и создает предпосылки для фактического раздела страны.