Восстанавливать сирийскую Ракку, возможно, будут на саудовские средства. Фото Asmaa Waguih/AP/ТАСС
Визит саудовского министра по делам Персидского залива Тамера аль-Сабхана в сирийскую Ракку с предложением восстановить город вызвал критику со стороны официального Дамаска. Министр информации Сирии Мухаммед Рамиз Тарджаман заявил, что власти не поддержат усилия других государств по реконструкции разрушенных районов. У Дамаска, похоже, есть причины для беспокойства: эксперты связывают приезд саудовского министра с тем, что королевство намерено сделать курдов своей опорой в Сирии.
Аль-Сабхан вместе со спецпредставителем президента США в международной антитеррористической коалиции Бреттом Макгерком провел встречу с гражданским советом Ракки. По информации «Демократических сил Сирии» (ДСС, освободивший провинцию многонациональный альянс, костяк которого составляют курдские военизированные формирования), саудовский министр обсуждал вопросы, связанные с восстановлением Ракки. Его визит стал широко трактоваться не только как попытка королевства укрепиться в Сирии, но и как желание поддержать сирийских курдов, независимости которых активно противостоят прямые оппоненты королевства – Турция, Иран и сирийское правительство.
«Саудовская Аравия поддерживает Рожаву (название самопровозглашенного курдского государства на севере Сирии. – «НГ»), учитывая, что этот проект защищает и арабов-суннитов», – заявил «НГ» член Национального конгресса Курдистана Фархат Патиев. Он напомнил, что в освобожденных от войск ИГ (запрещено в РФ) районах проживают те этнические группы, на которые могла бы опереться Саудовская Аравия. В качестве одной из мер по поддержке проекта курдской государственности Патиев назвал и инициированную саудовскими властями изоляцию Катара. «Катар предпочитает турецкий проект, согласно которому после нового передела ближневосточного региона интересы курдов должны быть проигнорированы, – отметил собеседник «НГ». – Руководство Катара тесно дружит с семьей Реджепа Тайипа Эрдогана. Эмират до сих пор имел от этого огромную выгоду».
В экспертной среде напоминают, что в Саудовской Аравии есть специальный фонд, который должен оказывать помощь мусульманским странам и мусульманским меньшинствам. «В рамках этого проекта как раз и оказываются услуги, связанные с восстановлением тех или иных объектов, – заявил «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Разумеется, все что угодно можно рассматривать в рамках противодействия иранскому влиянию. Поскольку речь идет о Ракке – это первое, что приходит в голову. Но вне зависимости от борьбы с Ираном такого рода помощь может быть оказана. Гораздо интереснее другой вопрос. Саудовская Аравия едва ли не открыто устанавливает связи с сирийскими курдами. Раньше такого не было». Эксперт отмечает, что, похоже, для Эр-Рияда становится важным действовать в курдской среде, однако говорить о том, что он поддержит курс курдов на создание государства, нельзя.
Другой эксперт полагает, что министерский визит в Ракку показывает признание саудовской стороной легитимности и пользы ДСС. «Это может рассматриваться как определенный шаг навстречу курдам с учетом того, что позиции «Демократического союза» (самая влиятельная курдская партия в Сирии. – «НГ») и барзанистов сближаются на фоне обострения вокруг иракского Киркука, – заявил «НГ» начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семенов. – Как известно, Саудовская Аравия выступала за сохранение территориальной целостности Ирака, но в то же время представители королевства делали иные заявления. Например, генерал-майор Анвар Эшки, который возглавляет Центр стратегических исследований в Джидде, прямо сказал, что независимость Курдистана – в интересах Саудовской Аравии. Это важный фактор противодействию иранской экспансии. Его поддерживал и представитель королевской администрации – советник Абдулла аль-Рабеа».
В своем взгляде на сирийских курдов Саудовская Аравия не одинока, убежден эксперт. «Такой же подход разделяют и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), – заявил Семенов. – Как минимум военная техника, произведенная в ОАЭ – бронемашины Guardian, самоходные минометы, – стала первым оружием, которое оказалось у ДСС. На фоне того, что повстанцы фактически перестали получать военную помощь, возможно, сейчас Саудовская Аравия через поддержку ДСС будет противостоять Асаду и иранской экспансии».