Фото Gettyimages
Тема «вмешательства» России в политику США с опозданием ударила по репутации экс-кандидата в президенты Хиллари Клинтон. Издание Hill обнаружило, что ФБР еще 8 лет назад имело доказательства того, что фонд семьи Клинтон якобы получил миллионы долларов от России в обмен на поддержку сделки 2010 года, которая помогла российскому бизнесу контролировать 20% уранового производства в США.
«ФБР собрало существенные доказательства, что чиновники из российской атомной индустрии занимались взяточничеством, откатами, вымогательством и отмыванием денег, чтобы расширить долю путинского бизнеса в Соединенных Штатах», – говорится в материале Hill.
Документы, оказавшиеся в руках издания, содержат выводы о коррумпированном характере сделки по поглощению активов одной из крупнейших уранодобывающих компаний Uranium One, которая имеет активы в США, Казахстане и Австралии. Администрация экс-президента США Барака Обамы одобрила приход российских собственников в Uranium One в 2010 году.
Доказательная база собранных сотрудниками ФБР обвинений обширна, уверяет Hill. Расследование, по этим данным, опирается на информацию осведомителя, работавшего в российской атомной промышленности. В связи с этим ведомству были доступны финансовые отчеты, служебные записки и внутренняя почта в одной из российских компаний. Со ссылкой на другого информатора в докладе ФБР говорится, что российские чиновники отправляли миллионы долларов в Clinton Foundation – примерно в то время, когда Хиллари Клинтон работала в Комитете США по иностранным инвестициям. Именно этот правительственный орган нес ответственность за одобрение «урановой сделки» между США и Россией. По данным издания, все доказательства были собраны ФБР уже в 2009 году – задолго до того, как администрация Обамы одобрила продажу Uranium One.
Вторым спорным, с точки зрения расследователей, решением в рамках уранового сотрудничества было одобрение, которое в 2011 году дали американские власти российским компаниям на поставку коммерческого урана на АЭС в США. «Русские компрометировали американских подрядчиков, работающих в ядерной отрасли, путем откатов и вымогательств, что вызвало вполне справедливую тревогу по поводу национальной безопасности. И ни одно из представленных доказательств не было обнародовано в то время, когда администрация Обамы принимала свои решения», – заявил Hill один из высокопоставленных американских чиновников, занимавшихся расследованием, связанным с Clinton Foundation.
«Сделка не привлекла много внимания в свое время, хотя было удивительно, как она прошла проверку безопасности в Комитете по иностранным инвестициям, – заявил «НГ» профессор Джорджтаунского университета, ведущий сотрудник Атлантического совета Андерс Аслунд, комментируя продажу Uranium One российскому бизнесу. – В 2014 году этого не произошло». Впрочем, как отмечает Hill, вместо того чтобы открыть расследование и предъявить Клинтон соответствующие обвинения, Министерство юстиции продолжало оставлять в неведении общественность Соединенных Штатов. Более того, на фоне подобных разоблачений «администрация Обамы приняла два важных решения, которые принесли пользу коммерческим амбициям Путина в области ядерной энергетики», – утверждает американское издание. Несколько бывших чиновников, работавших при кабинете Обамы, заявили Hill, что они никогда не слышали от ФБР или Министерства юстиции о том, что существует подобная документация с компроматом.
Одним из предпринимателей, курировавших российско-американское сотрудничество в области атомной энергетики, был Вадим Микерин, вспоминает в связи с расследованием Hill. Российский бизнесмен был задержан в США и осужден за «сговор с целью отмывания денег». Федеральный окружной суд штата Мэриленд приговорил его в 2015 году к четырехлетнему тюремному заключению и обязал вернуть властям США сумму примерно в 2 млн долл. Сам предприниматель признал свою вину в ходе судебного процесса. Расследование в отношении бизнесмена велось с 2009 года, когда нынешний куратор расследования о «российском вмешательстве» в американские выборы прокурор Роберт Мюллер еще руководил ФБР. В свидетельских показаниях одного из сотрудников Министерства энергетики США, на которые ссылается Hill, говорится, что Микерин контролировал «рэкетирскую схему, которая заключалась в вымогательстве, взяточничестве и отмывании денег». Судя по приведенным данным, издание считает его одной из важных фигур в урановом скандале. Напомним, что МИД РФ назвал «дело Микерина» политизированным.
Данные о «российском финансировании» Clinton Foundation появились в 2015 году в связи с книгой Питера Швайцера «Наличные деньги Клинтонов». По данным автора, в тот период, когда Клинтон занимала пост госсекретаря США, фонд активно финансировался из-за рубежа, в том числе из России. Швайцер насчитал десятки стран, участвовавших в передаче денег под предлогом благотворительности. В его работе уже тогда фигурировала компания Uranium One. В 2015 году руководство фонда семьи Клинтон признало, что порой допускало в своей работе финансовые ошибки, связанные с заполнением налоговых деклараций. Однако нарушений в связи с пожертвованиями со стороны зарубежных стран и частных компаний не было, заявила тогда представитель руководства Clinton Foundation Мора Пэлли. «Да, мы допускали ошибки, как и многие организации нашего масштаба, но мы постарались их побыстрее исправить и приняли меры для того, чтобы они не повторялись в будущем», – пояснила она в то время.
Слухами вокруг Uranium One воспользовался весной этого года и президент США Дональд Трамп, критикуя работу Специального комитета по разведке Палаты представителей в ответ на кампанию по расследованию «российского вмешательства» в выборы 2016 года. «Почему Комитет по разведке не займется сделкой Билла и Хиллари, которая позволила большой части компании Uranium One перейти к России?» – написал тогда американский лидер в Twitter. Трамп также выступил с утверждением, что экс-президент США Билл Клинтон получал деньги от Кремля. Представители Клинтон отвергали подобные заявления. «Никто не представил никаких доказательств, что Хиллари Клинтон когда-либо предпринимала действия на посту государственного секретаря, чтобы поддержать интересы доноров Clinton Foundation, – гласит одно из давних заявлений пресс-службы Клинтон. – Предположение, что Государственный департамент под руководством Хиллари Клинтон оказывал неоправданное влияние на оценку правительства США сделки по продаже Uranium One, не имеет под собой оснований».
В американской экспертной среде указывают на то, что всплывшая на страницах Hill информация, очевидно, направлена на подрыв репутации Клинтон. «Это, конечно же, направлено против деятельности Хиллари Клинтон на посту государственного секретаря, но она явно не связана с этим, – заключил Аслунд в разговоре с «НГ». – Главный источник, Петер Швейцер, – старый республиканец правого толка, к которому мало доверия из-за его тенденции преувеличивать. Впрочем, в деле, конечно, мало ясности, и это только одна сторона истории».