Подлодка США отрабатывает у берегов Южной Кореи сценарии на случай войны. Фото Reuters
Ядерная война может начаться в любой момент, предупреждают северокорейские дипломаты. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон тем не менее намерен продолжать дипломатические усилия «до первых бомб». В то время как американская военно-морская армада проводит учения у берегов полуострова, солдаты США будут отрабатывать вывоз соотечественников с Юга. Но в экспертной среде считают, что КНДР не будет пока проводить новых испытаний.
Пентагон озаботился судьбой американских гражданских лиц, проживающих в Южной Корее. Согласно сообщению портала Fox, американские военные будут отрабатывать сценарий, который предполагает их отправку с Юга в случае чрезвычайной ситуации на полуострове.
Но одной эвакуацией, естественно, дело не ограничится. По данным специалиста по ядерному оружию Гордона Чана, США подыскивают судно, которое будет служить госпитальным судном для американцев. «Это значит, что военное Министерство США собирается вступить в войну и думает о том, что оно должно сделать, чтобы защитить американцев», – говорит аналитик.
Ранее газета Telegraph и другие западные СМИ сообщили, что на атомной подводной лодке США Michigan, участвующей в маневрах совместно с ВМС Южной Кореи, находится отряд спецназа («морских котиков»). Его задача – тайно проникнуть в Северную Корею и по возможности уничтожить лидера страны Ким Чен Ына.
По словам Чана, военные в разных странах тоже практикуются в таких делах. Тут необычно только то, что американцы открыто об этом говорят. На практике такую операцию провести очень трудно. Не исключено, что «морскими котиками» Вашингтон рассчитывает запугать Ким Чен Ына.
Впрочем, добиться этого ему явно не удалось. Во всяком случае, заместитель постоянного представителя КНДР при ООН Ким Ин Рен вновь предупредил, что вся континентальная часть США «находится в пределах досягаемости огневой мощи» северокорейской армии. И ядерная война, по его словам, может начаться в любой момент.
Вряд ли подобное заявление важного чиновника настроит человека с нормальной психикой на оптимистический лад. Но у граждан КНДР психика, очевидно, особая. Как передали государственные средства информации, 4,7 млн северокорейцев выразили желание пойти на военную службу. Речь идет о тех, кто еще не служил, и о тех, кто раньше уже отдал долг родине. Эти люди просят вернуть их в строй.
Ким Ин Рен назвал ядерный и ракетный арсенал КНДР драгоценным стратегическим активом, существование которого нельзя ставить под вопрос и который невозможно на что-то обменять. «Мы никогда не будем вести переговоры о нашем ядерном оружии и баллистических ракетах, если не будет полностью искоренена враждебная политика и ядерная угроза со стороны США», – указал дипломат.
По вопросу о том, насколько велика реальная мощь КНДР, среди специалистов нет единого мнения. Совет Безопасности ООН ввел после очередных ядерных испытаний на Севере новые санкции против КНДР. 16 октября к ним присоединилась российская сторона. Эти рестрикции предполагают закрытие в Северной Корее филиалов российских банков и целый ряд других ограничений.
В тексте указа президента РФ Владимира Путина уточняется, что эти ограничения не касаются обменов в области медицины, а также в области ядерной науки и техники, аэрокосмического машиностроения или передовых производственных технологий, «если такое сотрудничество не будет способствовать развитию ядерной программы КНДР или ее программы по баллистическим ракетам».
Между тем дальнейшие планы руководства КНДР остаются загадкой для иностранных наблюдателей. Исполнительный секретарь организации по всеобъемлющему запрещению ядерных испытаний Ласина Зербо говорит, что датчики зафиксировали четыре небольших землетрясения на горе, под которой проводились ядерные испытания. Считают, что порода рушится в расщелины, образовавшиеся после взрыва. В результате, как передало агентство АР, эту гору нельзя больше использовать для ядерных испытаний.
Поэтому растет беспокойство, что следующим шагом Ким Чен Ына будет испытание ядерной боеголовки над Тихим океаном. О такой возможности КНДР действительно заявляла раньше.
В беседе с «НГ» профессор МГИМО Георгий Толорая отметил, что «это было бы серьезным повышением ставок». «Воздушный взрыв послужил бы доказательством, что Северная Корея имеет ракеты и ядерное оружие, которое может быть ими доставлено, – пояснил эксперт. – По такому пути пошли китайцы в 1967 году. Чтобы снять сомнения, что у них есть ядерное оружие, они испытали ядерное оружие в атмосфере».
Северокорейцы намекали, что тоже могут к этому прибегнуть. «Но вряд ли они станут это делать, – отметил Толорая. – По-моему, гора там особенно ни при чем. У них есть другие полигоны. Сейчас у них нет необходимости что-то снова испытывать. Программа осуществляется нормально».