Социал-демократам во главе со Штефаном Вайлем (на плакате слева) удалось обойти конкурентов. Фото Reuters
Голосование по переизбранию Ландтага Нижней Саксонии стало последней точкой мучительного года выборов-2017 в ФРГ. Кроме этой федеральной земли схватка за региональное верховодство будоражила Саар, Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн–Вестфалию. Электоральным апогеем были, несомненно, сентябрьские выборы в Бундестаг. Они существенно изменили его состав да и лицо, оставляя общее впечатление неясности в том, что и как будет дальше складываться в Германии.
На выборах в Нижней Саксонии успех улыбнулся социал-демократам. Во главе с премьер-министром Штефаном Вайлем они заняли первое место. Это важный моральный стимул, способный несколько смягчить болезненность провала партии на бундестаговских выборах. Но для продолжения коалиции с зелеными в Ландтаге недостает одного голоса. Не исключено, что необходимое большинство в Ганновере придется искать с христианскими демократами, а то и на троих с либералами и зелеными. Но это не говорит об определенности ситуации.
Нижнесаксонские результаты не облегчают ее и в федеральном разрезе. Подтверждается большая текучесть электората. От христианских демократов в земле к социал-демократам ушло около 60 тыс. избирателей, а от зеленых – даже 90 тыс. В свою очередь, СДПГ потеряли 25 тыс. голосов, отошедших к левым и к «Альтернативе для Германиии». Это не тектонические сдвиги, но события отражают процессы неустойчивости, подобно минусовым показателям партии Ангелы Меркель. Надежды ХДС на выигрыш в Нижней Саксонии рухнули. По сравнению с данными 2013 года партия недосчиталась 2,4% голосов.
Полагают, что это осложнит ее положение при переговорном зондировании с либералами и зелеными коалиционных перспектив по «проекту Ямайка». Но и предполагаемые малые партнеры не могут испытывать уверенности в курсе на тройственное правительство с канцлером Меркель. Так, электоральные утраты СвДП в Нижней Саксонии одинаковы с ХДС, а у зеленых – все 5%. Очевидно, что споры в межкоалиционных пристрелках могут стать жестче, занять больше времени. Конструкция «Ямайки» потребует проверки на надежность. Причем прежде всего ее малые партийные звенья пока не гарантируют, что она состоится, хотя одновременно втягиваются в переговорный процесс.
Сколачивание тройственной коалиции во многом зависит от синхронности позиций сестринских партий ХДС и ХСС и их лидеров – канцлерин Меркель и баварского премьера Хорста Зеехофера. На выборах в Бундестаг баварцы потерпели еще большее поражение, чем ХДС. Но в Мюнхене полагают, что виной тому политика Меркель, которая «открыла правый фланг», благодаря чему правопопулисты «Альтернативы для Германии» пробились и в Бундестаг. По мнению ХСС, озвученному его генсеком Андреасом Шойером, нижнесаксонский итог «является новым сигналом тревоги для всего Христианско-демократического блока».
Как пишет Bild-Zeitung, чтобы не ослабить позицию в щепетильных переговорах о «проекте Ямайка», до открытого демонтажа председателя ХДС и канцлера дело не дойдет. Но давление на Меркель будет возрастать. Уклоняться от дебатов о ее преемнике больше не удастся. Времена непререкаемого долговременного лидера, очевидно, прошли, заключает газета. В свою очередь, и Tagesspiegel регистрирует глубокую обеспокоенность правящих кругов «эрозией власти».
Одним фактором «Альтернативы для Германии» все это не объяснимо. Становится очевиднее, что немцами все острее воспринимаются не только миграционные, но и многие социальные явления. В благополучной вроде бы Германии сохраняется неравенство в зарплатах и пенсиях, во многих школах не хватает учителей, есть районы с отсталой инфраструктурой. Баварский ХСС не случайно публикует новую программу из 10 пунктов, поднимая в ней темы «консервативно-буржуазного обновления» и «важности здорового патриотизма и любви к родине».
На серьезность ряда явлений в немецкой ситуации обратил внимание федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер. Выступая еще 3 октября по случаю Дня немецкого единства, он предупреждал, что в стране возникают «новые стены отчуждения, разочарования, гнева». А имея в виду выборы в Бундестаг, отметил, что «результат отразил обостряющиеся противоречия и недовольство в обществе». Наверное, это требует контрмер.