Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд намерен выстраивать прагматичные отношения с Кремлем. Фото Reuters
Король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд прибыл с официальным визитом в Москву. За последнее время две страны, имеющие немало разногласий политического характера, продемонстрировали готовность наладить более тесные связи. В экспертной среде указывают на то, что саудовская сторона испытывает необходимость в России – прежде всего из-за ослабления американского присутствия на Ближнем Востоке и из-за растущего влияния Ирана.
Накануне королевского визита Российско-саудовский деловой совет провел заседание в Москве, на котором было предложено упростить визовый режим для бизнесменов обеих стран. «Мы договорились обратиться к нашим правительствам с предложением по упрощению визовых режимов именно для бизнеса», – сообщил о результатах встречи вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко. Глава совета Владимир Евтушенков заявил, в свою очередь, что визовый вопрос для предпринимателей стоит «очень остро».
Интенсификация российско-саудовских отношений наиболее очевидна на экономическом направлении. В российской экспертной среде, впрочем, отмечают, что экономический аспект тесно связан с политическим. «Саудовцы пытаются налаживать с нами экономические отношения, считая, что это в какой-то мере поможет им решить проблемы, связанные с их политикой в регионе, – заявил «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Они начинают действовать в отношении нас примерно так же, как они действуют в отношении Китая. Как известно, саудовско-китайские отношения в экономической сфере великолепные, хотя обе страны имеют серьезные политические расхождения». По мнению эксперта, для Эр-Рияда достаточно, чтобы Москва в порядке уступок продолжала не вмешиваться в йеменский конфликт и сохраняла нейтралитет вокруг катарского кризиса.
Спектр же взаимных экономических потребностей двух стран довольно обширен. «Надо обратиться к тексту саудовского проекта, который называется «Видение королевства – 2030», – напомнил Косач. – В частности, речь идет о развитии в Саудовской Аравии оборонной промышленности, строительстве железных дорог, модернизации портов, космосе и всем остальном. Россия может сыграть свою роль в этих обстоятельствах, предоставив соответствующие технологии и осуществив капиталовложения в те отрасли, в развитии которых сегодня нуждается Саудовская Аравия. В принципе уже существуют некоторые предпосылки для того, чтобы это было сделано». Эксперт в то же время предупреждает: российская сторона должна научиться работать с саудовской. «Пока что Россия пытается исходить из традиционного принципа – мы все можем, а они люди дикие», – констатировал Косач.
Визит монарха, как отмечает аналитик, стал возможен после ряда уступок со стороны Москвы. «Этот визит состоялся только после того, как мы достигли некоего прогресса в определении мировых цен на нефть и после того как устами нашего президента была определена роль Саудовской Аравии как ведущей державы региона, – полагает Косач. – При этом мы сделали саудовцам серьезные уступки, предоставив им право распоряжаться различными группировками в рядах сирийской оппозиции. Мы ни слова не говорим им по поводу их действий в Йемене. Мы видим, как Саудовская Аравия, кажется, поддерживает процесс, начатый в Астане. Отвечая на эти шаги со стороны России, она и согласилась с идеей проведения визита. И мы заинтересованы в саудовцах в том смысле, что они, вероятно, все больше будут соглашаться с нами в Сирии». Добиться ослабления российской поддержки Ирана точно не удастся, заключает эксперт.
Визит короля Саудовской Аравии, как отмечает другой аналитик, выполняет и имиджевую функцию. «Для нас очень важно поддерживать имидж ключевого игрока на Ближнем Востоке, а отношения с Саудовской Аравией играют в этом ключевую роль, – заявил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам Юрий Бармин. – До сих пор Саудовская Аравия и Россия выглядели как две региональные державы, которые должны противостоять друг другу. В том числе это влияло и на негативный образ России на Ближнем Востоке. Последние события, когда Саудовская Аравия пытается найти к России новый подход, выполняют позитивную роль, потому что это помогает нам проектировать имидж глобальной державы на Ближнем Востоке, которая так или иначе замещает США после того, как они решили оптимизировать свое присутствие в регионе».
Именно у Саудовской Аравии есть необходимость интенсифицировать контакты с Россией, убежден эксперт. «Американцы начали активно уходить с Ближнего Востока, и это стало заметно. Иран стал играть большую роль, чем он играл до 2015 года, – напоминает Бармин. – Эти два фактора наложились друг на друга. В Саудовской Аравии возникло понимание, что никто им не может помочь уравновесить Иран, кроме России. Москва имеет опосредованные рычаги влияния на Тегеран. Достаточно логичный шаг – попытаться выстроить прагматичное сотрудничество с Россией, чтобы что-то ей дать и взамен получить что-то. Это в принципе подход, который очень похож на тот, который был у предыдущего короля». Впрочем, не исключено, что активизация контактов посеет тревогу в Иране, считает аналитик.