В роли госсекретаря США Рекс Тиллерсон прилетает в Пекин во второй раз. Фото Reuters
Cегодня в Пекин прибывает госсекретарь США Рекс Тиллерсон. На переговорах главное место займут КНДР и проблемы двусторонней торговли. Хотя КНР поддержала в Совете Безопасности новые санкции против Пхеньяна, Вашингтон считает, что они выполняются не полностью. Пекин отвергает такие подозрения, как и санкции, которые американцы могут распространить на китайские банки.
Визит госсекретаря призван обеспечить благоприятную атмосферу для поездки в Китай президента США Дональда Трампа, намеченной на ноябрь. Но ее перспективы омрачает напряженная ситуация на Корейском полуострове. Трамп накануне вновь заявил, что любой военный вариант будет для Пхеньяна «опустошительным», сделав оговорку, что Вашингтон хотел бы избежать применения силы.
Представитель Госдепартамента Хезер Науэрт даже похвалила Китай за то, что он сделал «значительные шаги» по выполнению последней резолюции ООН. Но в то же время подчеркнула, что может быть сделано еще больше. Цена этого комплимента будет ясна, если учесть, что в минувший вторник Министерство финансов США объявило: санкции вводятся еще против 26 физических лиц, а также против девяти банков в КНДР. Некоторые из этих банков имеют связи с Китаем.
Как передает Reuters, Китай, будучи главным торговым партнером КНДР, выступает против односторонних шагов США. Он обеспокоен тем, что Вашингтон может заморозить связи китайских банков с мировой финансовой системой.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил, что на переговорах Тиллерсона в Пекине будут доминировать две темы. «Одна традиционная. США будут добиваться от Китая выполнения введенных санкций против Северной Кореи и угрожать дополнительными против китайских компаний, которые подозреваются в нарушении рестрикций, – пояснил он. – Китай ужесточает санкции, но выполняются они не в полном объеме. В частности, продолжились поставки угля из Северной Кореи. Во-вторых, встанет вопрос о возможном развитии событий, если Северная Корея реализует некоторые из своих угроз. Например, испытание термоядерного боеприпаса над Тихим океаном. Видимо, будет какое-то согласование по этому поводу».
Наверняка будет обсуждаться и усиление давления США на Китай по торговой тематике, не связанной с КНДР. В частности, американский министр торговли Уилбур Росс жестко критиковал торговые практики Китая, заключил эксперт.
Пекин всегда заявлял, что военный вариант в конфликте с КНДР неприемлем. Решение может быть найдено только на пути переговоров. Россия была участником шестисторонних переговоров в Пекине (КНДР, Китай, РФ, США, Южная Корея, Япония), пока они не были прерваны.
Похоже, что сейчас США пытаются решать корейский вопрос, опираясь на своих союзников, напрямую с Китаем. А на Россию в Вашингтоне смотрят не как на партнера по переговорам, а как на нарушителя санкций. Не случайно односторонние карательные меры США были наложены и на некоторые российские компании.
Между тем, как подчеркивает издание Asia Times, в мире усиливается опасение, что обмен угрозами между Пхеньяном и Вашингтоном может привести к тому, что немыслимое случится. Что в таком случае предпримут США и Китай?
Газета Global Times, издаваемая официальным органом ЦК КПК, утверждала в апреле: если войска США и Южной Кореи пересекут 38-ю параллель, разделяющую два корейских государства, то Китаю придется послать войска, выполнив обязательства по договору с КНДР. Но впоследствии та же газета писала, что Китай должен остаться нейтральным, если конфликт начнет Северная Корея.
Судя по публикациям китайских экспертов, в Пекине военный сценарий, при котором режим Ким Чен Ына рухнет, рассматривается. Пекин должен быть готов к такому варианту событий. Декан школы международных исследований в Пекинском университете Цзя Цинго предлагает, чтобы КНР и США заранее договорились взаимодействовать в этом случае. Они, во-первых, должны решить, что нужно делать, чтобы ядерные средства не попали «не в те руки». Во-вторых, американцам и китайцам придется позаботиться о создании лагерей для беженцев. В-третьих, предстоит привлечь международное сообщество к созданию нового правительства на Севере.
Конечно, дискуссии на такую тему в китайском руководстве засекречены. Но раз экспертам разрешено обсуждать худший из сценариев, значит, в Пекине его не исключают.