Радость курдов по поводу итогов референдума хотят омрачить экономическими санкциями. Фото Reuters
На руководство Иракского Курдистана могут оказать не только военное, но и экономическое давление в ответ на проведенный референдум о независимости, который, по признанию властей автономии, прошел в пользу самоопределения. С Эрбилем, который проигнорировал угрозы и протесты Анкары и Тегерана, могут быть прерваны энергетические контракты. Транспортные проблемы также становятся одной из мер давления.
Выступая на международной конференции омбудсменов в Анкаре, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обрушился с критикой не только на руководство Иракского Курдистана, но и на Израиль, который в лице премьер-министра Биньямина Нетаньяху неоднократно выражал поддержку референдуму о независимости. «Говорят, что якобы 90–92% проголосовавших выступили в поддержку независимости.
Этому референдуму грош цена. Кто признает независимость Курдской региональной администрации Ирака (КРАИ)? Только Израиль? Но мировое сообщество намного больше, чем Израиль», – цитирует главу республики турецкое государственное агентство Anadolu.
Турецкий лидер не преминул пригрозить властям региона Курдистан (такой статус автономия должна носить теперь, согласно Конституции Ирака) давлением экономического характера. «Все закончится, как только Анкара перекроет нефтепровод, – выразил уверенность Эрдоган. – А если грузовики не смогут пересечь границу Турции и Ирака, то жителям КРАИ будет нечем питаться и не во что одеваться. Анкару вынуждают к этому шагу. И кто тогда будет им помогать? Израиль? Турция сегодня рассматривает все сценарии – от экономических санкций до мер военного характера. В числе прочих обсуждается вопрос закрытия воздушного пространства и сухопутных границ».
«Если говорить об угрозах со стороны Анкары, то турки имеют достаточно прочные экономические интересы в Иракском Курдистане, – пояснил «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Кирилл Вертяев. – Это крупнейший торговый партнер Иракского Курдистана в настоящее время. Но даже если Турция и объявит какие-то экономические санкции, они будут носить исключительно демонстративный характер: частный турецкий бизнес, который имеет контакты с Иракским Курдистаном, не заинтересован в потере такого большого рынка. Тем более что этот регион – действительно большой рынок для турецких товаров. Там работают практически все известные турецкие бренды, идет активная торговля. Думаю, что турецкие промышленники не намерены терять такой рынок».
Тем временем премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади призвал главу региона Масуда Барзани отменить итоги референдума, прошедшего 25 сентября. По его словам, отношения между центральным иракским правительством и региональными властями регулируются Конституцией. «Еще раз повторяю, мы не собираемся обсуждать итоги референдума, – пояснил аль-Абади. – Приоритетом Ирака остается обеспечение безопасности граждан. Безопасность туркоманов и христиан мы обеспечим так же, как и безопасность курдов. Нападение на любого этнического курда – гражданина Ирака будем считать нападением на Ирак». В то же время Багдад призвал зарубежные авиакомпании приостановить с 29 сентября рейсы в международные аэропорты, которые расположены в Иракском Курдистане.
Но этим дело не ограничивается. Багдад потребовал от Эрбиля передать ему контроль над международными аэропортами Курдского региона. В свою очередь, министр транспорта Иракского Курдистана Мевлюд Бавемурад заявил, что Эрбиль отказывается передать Багдаду свои международные аэропорты, поскольку считает, что этот шаг негативно скажется на его гражданах. По данным ливанского телеканала Al-Mayadeen, иракский парламент поручил правительству страны вернуть под свой контроль нефтяные поля, которые расположены в Киркуке и в районах, которые прилегают к Курдистану и являются спорными. Помимо этого, исполнительной власти поручили «закрыть погрантерминалы, которые выходят за рамки контроля федерального правительства». Багдад не отказывается и от своих слов о возможных военных мерах. Сам Барзани в ответ на все выдвинутые его противниками сценарии заметил, что власти Курдистана «будут реагировать соответственно».
Что касается Ирана, то он пока что наложил ограничения в области пограничного контроля. «Многие политические силы в Иракском Курдистане зависят от Ирана, – пояснил Вертяев. – У Ирана достаточно хорошие отношения с Барзани, но при этом он выступает против независимого Курдистана, и позиция его достаточно понятна. Это связано не только с большим количеством курдов, которые проживают на территории Ирана, но и опасений, что Иракский Курдистан может стать для них центром притяжения, как это было продемонстрировано сейчас той поддержкой, которую иранские курды оказали референдуму. Но Иран опасается, что в случае выхода Курдистана Ирак распадется как государство, потому что суннитско-шиитская коалиция не будет жизнеспособной».