Фото пресс-службы Президента РФ
В Анкару прибыл с визитом президент России Владимир Путин. Во время переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом обсуждались кризис в Сирии, возможные поставки российского ЗРК С-400, проблемы экономического сотрудничества, в частности, строительство АЭС с участием России. Двусторонние отношения наладились после инцидента со сбитым российским самолетом. Но, по мнению экспертов, противоречия не устранены. Эрдоган афиширует дружбу с Москвой в тот момент, когда его авторитаризм подвергается критике на Западе.
Несмотря на то, что Турция остается верным членом североатлантического блока и базой для американских бомбардировщиков, Эрдоган расширяет связи с Россией. Эти связи обрели второе дыхание после того, как Анкара принесла извинения за то, что турецкий летчик сбил российский самолет над Сирией в 2015 году.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «Россия и Турция – это страны, которые находятся в состоянии очень тесного взаимодействия, будь то торгово-экономическое сотрудничество, инвестиционное сотрудничество, сотрудничество в области ВТС, в области культуры, в осуществлении мегапроектов. Кроме того, это страны, которые взаимодействуют в вопросах обеспечения региональной безопасности, в том числе в Сирии».
Сирийский вопрос по-прежнему занимает важное место в диалоге двух стран. За ужином должно было обсуждаться положение в провинции Идлиб, где создана зона деэскалации. В Сирии Россия и Турция поддерживали противоположные стороны. Но потом они вместе с Ираном стали взаимодействовать и сейчас совместно работают над созданием зон деэскалации, которые уже помогли сократить военные действия.
В НАТО особенно много нареканий вызвало решение Турции приобрести российский ЗРК С -400. Почему Анкара обратилась за оружием к России, которую альянс считает потенциальным противником? Не подорвут ли такие поставки военное взаимодействие внутри блока? Ведь российское оружие не соответствует стандартам НАТО. Такие возражения, судя по сообщениям прессы, высказывали чиновники в Брюсселе.
В беседе с «НГ» научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов отметил: «Думаю, президенты России и Турции обсудили широкий круг вопросов. Конечно, Сирия, курды – это должно было обсуждаться. А также восстановление экономических отношений. В СМИ особенно часто поднимается вопрос о помидорах. Будут турецкие помидоры продаваться в России или нет? Эта тема актуальна и для турок, и для россиян. Наверно, на повестке сейчас - газопровод «Турецкий поток», в каком темпе он строится, сроки и т.д. И конечно, строительство с участием России атомной электростанции «Аккую».
Что касается продажи С-400, то вопрос вроде бы уже решен положительно. «Но с турками никогда нельзя считать решение окончательным, пока все не поставлено, все деньги пришли. На эти вопросы придется 80-90% повестки». Агентство AFP отмечает, что поставки С-400 могут вероятно начаться только после 2020-21 годов. Дело в том, что есть заказы из Китая. Могут возникнуть трудности и из-за того, что Анкара настаивает, чтобы ей передавались технологии.
Но Москва и Анкара с удовольствием направляют послание Западу о том, что серьезно сотрудничают в сфере обороны. Москва показывает, что вовсе не изолирована на международной арене, несмотря на ее вмешательство в украинские дела. А Эрдоган отвечает на обвинения в зажиме демократии и установлении авторитарного правления со стороны политиков Евросоюза.
Тем не менее отношения России и Турции нельзя назвать искренним стратегическим партнерством, утверждают Павел Баев и Кемаль Кирисци, сотрудники Брукинского института в США. Их отягчают противоречия; по крайней мере в ближайшее время, связи двух стран останутся нестабильными.