Фото Gettyimages
Лидерам США и КНДР есть что сказать друг другу. «Сумасшедший», «старый дурак» – вот некоторые эпитеты, которыми они обменялись. У Вашингтона больше возможностей поставить врага на место, чем у северокорейцев. Два американских бомбардировщика в сопровождении истребителей совершили рейд к КНДР. Кроме того, президент США Дональд Трамп издал указ о том, что банкам, имеющим с ней контакты, будет запрещено пользоваться американской финансовой системой. Это значит, что война слов пока не перейдет в настоящую войну.
Воинственная риторика в отношениях между Соединенными Штатами и Северной Кореей не стихает. Министр иностранных дел КНДР Ли Ен Хо, выступая в ООН, сказал, что Дональд Трамп оскорбил главнокомандующего Ким Чен Ына, назвав его человеком-ракетой; это сделало ракетный удар по американской территории неизбежным.
Не успел Ли закончить свою речь, как Пхеньян распространил видео, на котором показано, как северокорейские ракеты сбивают американские бомбардировщики и истребители. Затем на видео было продемонстрировано уничтожение американского авианосца северокорейской подводной лодкой.
Надо отдать должное оперативности в работе северокорейских пропагандистских служб. Как передал ТАСС, они выпустили в свет видеоролики всего через несколько часов после того, как бомбардировщики ВВС США B-1B в сопровождении истребителей F-15C пролетели над водами к востоку от КНДР, приблизившись к самой северной границе демилитаризованной зоны, разделяющей Северную и Южную Корею.
Загвоздка, однако, в том, что на самом деле никто американские самолеты не сбивал. Изображения на видео стали плодом монтажа.
Полеты бомбардировщиков как бы увенчали обмен любезностями между Трампом и Кимом в конце минувшей недели. Трамп назвал Кима сумасшедшим, а Ким Трампа – «психически неустойчивым старым дураком».
Если бы речь не шла о ядерной войне, подобная полемика могла выглядеть в глазах тех, кто следит за мировыми событиями, даже забавной. Но глава Белого дома подкрепил свои слова не только акциями Пентагона, но и новыми экономическими санкциями. Как передает New York Times, они призваны еще сильнее затруднить торговлю Северной Кореи с внешним миром. Эксперты называют эти санкции самыми далеко идущими мерами наказания, которые США накладывали на кого-либо за много лет.
Новый указ Трампа нацелен на то, чтобы изолировать Северную Корею от международной банковской системы. В то же время под ударом оказываются главные отрасли промышленности и судоходство.
Но КНДР выдерживала серию американских и международных санкций в течение многих лет. Так и на прошлой неделе Совет Безопасности ООН одобрил проект резолюции, который подготовили США. Он ужесточил ограничения для внешней торговли КНДР. Но резолюция не пошла так далеко, как того хотела американская администрация.
Дэвид Коэн, который ведал санкциями в Министерстве финансов США при экс-президенте Бараке Обаме, сказал, что Белый дом поступил правильно. «Эти санкции совмещают секторальные санкции, которые мы использовали против России, с мерами по прекращению отношений между банками, которые мы использовали против Ирана», – пояснил Коэн.
Указ Трампа запрещает международным банкам доступ на американский рынок, если они осуществляют транзакции с КНДР. При этом под запретом оказываются не только корреспондентские счета, как в случае с Ираном. Блокируются все активы в США, которые держит такой банк.
Указ также подвергает наказанию тех бизнесменов и фирмы, которые поддерживают деловые связи с предприятиями в ведущих отраслях северокорейской экономики, включая текстиль, рыболовство, информационные технологии и обрабатывающую промышленность. Кроме того, вводится запрет на вход в США длительностью 180 дней для тех иностранных судов и самолетов, которые побывали в Северной Корее.
Но хотя в чем-то эти наказания идут дальше санкций против Ирана, они, возможно, не будут иметь такого же воздействия. Ведь КНДР меньше зависит от международной банковской системы. Пхеньян, возможно, производит больше своих транзакций с помощью наличности или бартера. Вместе с тем эти шаги, по словам американских комментаторов, свидетельствуют о том, что Трамп, что бы ни говорил, делает ставку не на войну, а на экономическое давление.