Ангела Меркель пытается мобилизовать неопределившихся избирателей. Фото Reuters
Тотальная дигитализация жизни в Германии, по мысли руководства правящих христианских демократов (ХДС), должна принести им голоса еще не определившихся избирателей. «Гигабайт-общество», как формулирует проблему канцлер Ангела Меркель, должно двигать Германию по пути прогресса.
За несколько дней до выборов (а они состоятся в это воскресенье) Меркель пытается любыми путями как мобилизовать неопределившихся, так и мотивировать своих традиционных избирателей. Она провозгласила ценность каждого голоса для успеха своей партии и для ее баварского партнера Христианско-социального союза (ХСС), от имени которого она уже официально выступает и призывает всех своих сторонников прийти на выборы, чтобы не дарить голоса противникам. Дело в том, что опросы показывают падение их интереса к ХДС/ХСС. Согласно опросам, они получают около 36% голосов, и этого может быть недостаточно для создания устойчивого правительства, поскольку при складывающихся условиях оно может быть только коалиционным. Меркель упрекает социал-демократов (СДПГ), за которых, по последним опросам, готовы голосовать 23% избирателей в отсутствие определенности относительно выбора коалиционного партнера. Она называет безответственным поведение руководства СДПГ «в нынешние неспокойные времена» и указывает, что у социал-демократов имеется единственная возможность остаться у власти только в союзе с ХДС/ХСС.
На что же делает ставку канцлер? Как отмечает германское интернет-издание Epoch Times, канцлер в своих последних выступлениях обещает немцам снабдить каждую семью к 2018 году 50 мегабайтами Интернета в секунду. Она обещает в последующие четыре года создать для граждан Германии интерактивные платформы, с помощью которых они могут общаться с властью. Речь идет о сдаче налоговых деклараций или регистрации жилищ. Она обещает инвестиции в оцифровку экономической жизни страны, включая промышленность, что должно помочь и решению проблемы с незапланированными выбросами дизельных моторов ведущих немецких автомобилестроителей. Она обещает, что благодаря этому немецкое автомобилестроение через четыре года опять будет номером один в мире. Но самое главное – оглядываясь на прошедшие четыре года, канцлер не видит каких-либо серьезных проблем, с которыми она бы не справилась.
Но не все избиратели смотрят на мир через розовые очки канцлера. Именно поэтому, по последним опросам, на третье место в их симпатиях продвигается правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ), которой предрекают уже 12% голосов и третье место в парламенте. Пока можно засвидетельствовать, что именно Кристина Андерсен – представитель АдГ на дискуссии Conflict Zone, которая несколько дней назад была организована государственным агентством Deutsche Welle (DW), – осмелилась напомнить, что присоединение Крыма к России произошло вследствие волеизъявления народов, населяющих Крымский полуостров и в этом плане наблюдается полное соответствие Хартии ООН.
Последние дни в Германии обещают быть особенно горячими. Ведь в Берлине кроме федеральных выборов каждый местный избиратель еще должен будет проголосовать по поводу сохранения находящегося практически в центре города аэропорта Берлин–Тегель, дополняющий в перспективе планируемый к вводу в 2023 году аэропорт Берлин–Бранденбург, который будет носить имя Вилли Брандта (крупнейший немецкий политик послевоенного времени, с именем которого связывается начало «восточной политики», способствовавшей в прошлом веке прекращению холодной войны). Провозглашенный тогдашними социал-демократами принцип «изменение через сближение» во многом способствовал приходу к власти в СССР более здравомыслящих политиков. Этим Брандт радикально отличается и от нынешних лидеров Германии, выбирающих скорее путь конфронтации (несмотря на все довольно редкие заявления о противоположном) с Россией, чем путь поиска точек соприкосновения. Ведь санкции остаются.
Берлин