Ангелу Меркель пока еще рано сталкивать на обочину политической жизни ФРГ. Фото Reuters
В воскресенье, 24 сентября, после 18 час. по среднеевропейскому времени мир узнает, как проголосовала Германия, избирая Бундестаг, и кто будет пить шампанское, а кто – справлять политическую тризну. В тот же вечер перед телекамерами предстанут лидеры прошедших в парламент партий. А в их штаб-квартирах политикам, журналистам и сторонникам предложат угощение.
Выборы различаются участниками. Сейчас это 42 партии, большинство которых следовало бы взять в кавычки. Реальных претендентов на успех семеро: Христианско-демократический союз Германии (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), «Союз 90/зеленые», «Левые», Свободная демократическая партия (либералы) и все еще новичок «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Пока что канцлерин Ангелу Меркель не списывают со счетов. Председатель баварского ХСС Хорст Зеехофер, видевший в ее предводительстве гарантию успеха на выборах, уже предсказал ее возможное участие в следующих. Тем более что возраст (63 года) и здоровье перспективу не закрывают, а обещание канцлерин обеспечить полную занятость к 2025 году это даже предполагает. Осмелюсь заметить, что чревато политическим, социальным и нравственным застоем.
Четыре года назад Меркель величали преимущественно «мамочкой», ей было достаточно говорить избирателям «вы меня знаете», чтобы привлечь их голоса. Сейчас даже в ее традиционном избирательном округе на острове Рюген нет 100-процентной уверенности, что вперед не выйдет лидер «альтернативщиков». Пожалуй, впервые уже во многих местах Меркель пытались забрасывать помидорами, скандировали: «Уходи». Это не определяющая, но все-таки тенденция.
Четыре года назад практически не было партии АдГ. Однако она сумела пробиться в 13 из 16 земельных парламентов и утвердиться как политическая сила. Наряду с ХДС/ХСС огонь против нее ведут социал-демократы, зеленые, левые и либералы, у которых АдГ отщипывает часть избирателей. АдГ они называют правопопулистской, а вице-канцлер и глава МИДа Зигмар Габриэль ужасается, что в рядах ее фракции в Бундестаге появятся нацисты. Но при абсолютном господстве в бундестаге большой коалиции немецкое общество устало от практического отсутствия парламентской оппозиции, представленной пока только фракцией партии «Левые».
Главное, однако, состоит в том, что раньше не было тысяч мигрантов. Их присутствие не может не накладывать отпечаток на всю жизнь немцев и их страны. Помимо этого в Германии еще не ощущалось грозы терроризма. Ряд таких преступлений с человеческими жертвами обострил требования к обеспечению безопасности. Наконец многое за четыре года стало для Германии по-другому во внешней сфере, в которой происходят выборы-2017. Внешняя политика интересует и определяет избирательное поведение 36% немцев. Но главные участники гонки явно не стремились к такому разговору с избирателями. Слишком много неясного.
В Европе это брекзит, ломающий всю конструкцию политики Берлина в ЕС. Меркель хотя и провозгласила, что ЕС должен теперь позаботиться о себе сам, для нее проблематично восстанавливать пострадавшие позиции немецкой директивности. Кризис в ЕС многовекторный. Как пойдут дела с реформами во Франции, с целостностью Испании, с выборами в Италии и Чехии, со строптивостью Польши и других участников «Вышеградской группы» – пока в тумане. То же самое с реформой ЕС, формированием дальнейших отношений ФРГ и США при президенте Дональде Трампе. Не говоря уже об антироссийских санкциях. Тема в избирательной кампании присутствует, но частично, как и российское вмешательство, которое ищут днем с огнем.
Немецкий парадокс в том, что наблюдаемые метаморфозы пока не слишком влияют на систему и режим. Одна из странностей ситуации состоит в том, что голосование необязательно. В нынешнем случае победительница Меркель утверждена рейтинговыми тестами электорального настроения за несколько недель до 24 сентября.
Возможные будущие коалиции – тоже практически не вопрос. Все обкатано, любые варианты. Вот ХДС с СДПГ. Или с зелеными. Или с либералами. Или с зелеными и либералами. СДПГ тоже имеет коалиции с ХДС. Или с зелеными. Или с левыми. Или с левыми и зелеными. И даже партия «Левые» имеет в Тюрингии правительство в коалиции с СДПГ и зелеными.
В обстановке выборов отмечается рост опасных явлений. Федеральное криминальное ведомство регистрирует 2250 наказуемых деликтов. Это оскорбление, насилие, ущерб имуществу. Со ссылкой на компетентные органы Welt am Sonntag сообщает о 54 актах насилия и нанесения телесных ранений.