Масуду Барзани придется противостоять двум сильным противникам – Анкаре и Багдаду. Фото Reuters
Иракскому Курдистану, жители которого 25 сентября намереваются проголосовать на референдуме об отделении автономии, угрожает военный конфликт с Турцией и центральным иракским правительством. Подобные выводы напрашиваются, если судить по заявлениям Багдада и Анкары, которые прямо говорят о необходимости любой ценой предотвратить «несвоевременный» процесс курдского самоопределения.
С жестким заявлением в адрес лидера иракских курдов Масуда Барзани выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, назвав решение провести голосование безрассудным. «Барзани знает, что Турция поддерживает территориальную целостность Ирака, – заявил глава турецкого государства. – Зная все это, он тем не менее пытается совершить здесь какие-то действия, что я, разумеется, не считаю правильным шагом».
Эрдоган напомнил, что турецкое руководство поддерживало Иракский Курдистан в трудные минуты, однако его недавние шаги вынуждают предпринять новые меры.
Какими будут действия Турции, неизвестно. Однако Эрдоган сообщил, что в связи с проведением референдума заседание Совета национальной безопасности Турции будет перенесено с 27 на 22 сентября. «После этого заседания и совещания кабинета министров Турции Барзани еще лучше поймет, насколько щепетилен для Турции вопрос референдума», – пригрозил Эрдоган.
Еще более жестко прозвучало заявление премьер-министра Ирака Хайдера аль-Абади, которое он сделал в интервью агентству Associated Press. «Если вы оспариваете Конституцию, если вы бросаете вызов иракским границам, да и границам региона, это будет публичное приглашение всем региональным игрокам нарушать наши границы», – заявил глава иракского правительства. «Если иракскому населению угрожают применением незаконной силы, то мы готовы к военному вторжению», – заверил журналистов аль-Абади. Однако иракский премьер не намерен отказываться от диалога с теми, кто выступает за отделение. «Я никогда не закрою дверь для переговоров. Они всегда возможны», – заключил он. К примеру, известно, что переговорную инициативу уже выдвинул глава миссии ООН в Ираке Ян Кубиш.
В экспертной среде не исключают того, что в Иракском Курдистане турецкое руководство может реализовать военный сценарий. «Сейчас на иракской территории, в северных районах, уже есть турецкое присутствие, – напомнил «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский. – Турки ввели ограниченное количество военных, но тем не менее. Это те самые войска, которые должны были обучать пешмерга (военизированные курдские отряды. – «НГ»). Про обучение ничего не слышно, но вот то, что турецкие силы там есть, включая танки, это да. Поэтому всегда можно ожидать расширения турецкого присутствия. Есть такие сведения, что они уже начали концентрировать силы на границе с Ираком. Референдума они боятся, потому что он окажет воздействие на турецкий Курдистан. Турки настроены очень серьезно».
Если Анкара начнет вторжение, то ей придется встретиться прежде всего с иракскими пешмерга. «Других войсковых подразделений там нет, – отмечает Надеин-Раевский. – Есть только часть спецназа. Шиитские подразделения есть только по соседству, так что только отряды пешмерга будут держать весь участок границы. Кроме того, там есть полосы, которые заняты Рабочей партией Курдистана (РПК), ее боевые отряды тоже, видимо, примут участие в сопротивлении. Если будут введены части турецкой регулярной армии, не знаю, как много шансов у курдских подразделений. Пешмерга – это серьезная военная сила в регионе, но что касается РПК – это в основном партизанские отряды. Они могут устраивать засады на дорогах, вести партизанскую войну, но способны ли они встретить турецкую армию – неизвестно».
Вместе с тем на Иракский Курдистан усиливается давление международных игроков, имеющих интересы в регионе. В заявлении, распространенном Белым домом, говорится, что «США не поддерживают намерение регионального правительства Курдистана провести референдум в этом месяце». «Соединенные Штаты неоднократно подчеркивали в разговоре с лидерами регионального правительства Курдистана, что референдум отвлекает от попыток победить «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ. – «НГ») и стабилизировать освобожденные районы».
В экспертной среде указывают на то, что голосование в Курдистане действительно помешает американской кампании по борьбе с ИГ и другими джихадистскими группировками. «Ирак и Курдистан – одни из самых важнейших союзников США в этой борьбе, – пояснил «НГ» научный сотрудник Центра ближневосточных исследований в Лондоне и докторант Килского университета Хамди Малик. – Курдский референдум разделит эту (военную. – «НГ») кампанию по районам. Курдская независимость увеличит число конфликтов, которые только сыграют на руку джихадистов. Помимо этого, США выступают против любых изменений границ региона, поскольку это в понимании американского руководства откроет ящик Пандоры». Аналитик указывает и на тот факт, что в идеальной ситуации голосование в Иракском Курдистане не приведет к немедленной независимости.