Сергей Рябков изложил американской стороне позицию РФ по ПРО. Фото РИА Новости
Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков и его американский коллега Томас Шеннон провели в Хельсинки второй день двусторонних консультаций, который был полностью посвящен проблемам стратегической стабильности. На повестке стоял целый ряд острых вопросов – от ядерных наступательных вооружений до систем противоракетной обороны (ПРО). В экспертном сообществе указывают на то, что сейчас для Москвы и Вашингтона одна из главных проблем – это продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который прекращает действие в 2021 году.
Незадолго до очередной встречи с Шенноном в Финляндии Рябков пояснил, что в фокусе переговоров будет находиться ряд пунктов, которые касаются стратегической стабильности, в том числе ПРО. «Стратегическая стабильность включает целый ряд аспектов, начиная от ядерных стратегических наступательных вооружений в разных видах до космоса, до молниеносного глобального удара, до противоракетной обороны», – уточнил в разговоре с РИА Новости заместитель российского министра иностранных дел. Помимо этого, у российской стороны накануне консультаций было намерение затронуть «некоторые аспекты ситуации с обычными вооружениями в Европе, учебно-тренировочной деятельности в сфере обычных вооружений».
Перед российским и американским руководством стоит и другой вопрос – продление договора СНВ, который закончится через несколько лет. Москва выступает за скорейшую пролонгацию документа. Так, подобные заявления звучали, к примеру, из уст председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова и главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева. «Времени осталось не так много. Менее четырех лет, как раз на нынешний срок и без того уже турбулентного президентства Трампа», – отметил ранее Косачев, комментируя тему возможного продления договора СНВ-3. Американская же сторона, если судить по предыдущим заявлениям президента Дональда Трампа, продлевать соглашение не намерена: оно, по мнению главы Белого дома, выглядит однобоким.
«Если нам необходимо продлить договор об СНВ-3, то нужно об этом договариваться, – заявил «НГ» заместитель директора ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова, член-корреспондент РАН Федор Войтоловский. – Если менять на новый договор, то об этом тоже нужно вести переговоры. Трамп критиковал договор и утверждал, что он по ряду причин невыгоден США. Была ли эта риторика направлена на то, чтобы перечеркнуть наследие Барака Обамы, или же это было серьезное заявление и у Трампа есть позиция по этому вопросу? Насколько я понимаю, США занимаются программой модернизации стратегических наступательных вооружений. Возникает вопрос: в условиях реализации этой программы захотят ли США сохранить с Россией те пороговые уровни, которые есть сейчас, или они намерены пойти на какие-либо большие сокращения? В последнем я сильно сомневаюсь».
Аналитик указывает на то, что позиция представителей Республиканской партии США по поводу СНВ-3 однозначна. «Они, как правило, выступают или за очень умеренное сокращение, или совсем против него, – напомнил Войтоловский. – Российскую сторону интересует еще один момент, касающийся СНВ. Это вопрос о стратегических и нестратегических оборонительных системах. То есть о системах ПВО. США намерены продолжать развивать системы ПРО и на европейском, и на азиатско-тихоокеанском театрах. Возникает вопрос: как администрация Трампа – а ее позиция на концептуальном уровне пока не обозначена – видит будущее этой системы ПРО? Как она, развиваясь на этих двух региональных направлениях, сочетается с теми стратегическими мощностями, которые должны защищать сами США?»
Напомним, что в первый день консультаций Рябков и Шэннон обсуждали кризис, назревший в дипломатических отношениях. «В центре внимания находилась ситуация вокруг принудительного закрытия американскими властями генерального консульства России в Сан-Франциско и нелегитимного захвата нашей дипломатической собственности в этом городе и в Вашингтоне, что ранее также произошло с двумя загородными жилыми комплексами российских учреждений в США, – сообщил в своем заявлении МИД РФ. – Эти шаги, в том числе проведенные спецслужбами США под угрозой применения силы обыски помещений, обладающих иммунитетом, стали грубейшим нарушением Венских конвенций о дипломатических и консульских сношениях, двусторонней Консульской конвенции».
В то же время российская сторона в очередной раз выразила протест против действий Америки. «Обратили внимание на другие неприемлемые акции Вашингтона, включая участившиеся аресты граждан России американскими спецслужбами в третьих странах», – заявили в российском дипведомстве.