Жители Барселоны поддерживают решение каталонского парламента о плебисците. Фото Reuters
Правительство Испании приняло решение оспорить в Конституционном суде (КС) закон о референдуме о независимости Каталонии, принятый накануне в Барселоне. В свою очередь, Генеральная прокуратура в Мадриде сообщила, что подает иски в отношении сепаратистски настроенных депутатов парламента и членов правительства автономии. В распоряжении Мадрида имеется целый ряд законных инструментов, чтобы не допустить отделения Каталонии.
Председатель испанского правительства Мариано Рахой заверил в четверг, что «никакого референдума по самоопределению Каталонии не будет», пишет Pais. Совет министров Испании на экстренном заседании принял обращение в КС по поводу одобренных в Барселоне законов, регламентирующих порядок отделения Каталонии. Основание – принятое в 2015 году судом решение о недопустимости каких-либо действий, подрывающих единство государства.
Мадрид призвал КС не только отменить законы о референдуме, который намечен на 1 октября, и о юридических нормах независимой Каталонии, но и привлечь к уголовной ответственности за «узурпацию власти и неподчинение предыдущим судебным решениям» председателя каталонского парламента Карме Форкаделла и четырех членов президиума парламента.
Генпрокурор Испании Хосе Мануэль Маса подтвердил, что его ведомство подает иски в отношении депутатов каталонского парламента и членов правительства из-за принятых законов. Он также заверил, что Национальная полиция, Гражданская гвардия, а также каталонские Mossos d’Esquadra предпримут все необходимые действия для обеспечения стабильности и выполнения закона в Каталонии.
Дебаты, которые инициировали депутаты сепаратистских движений «Вместе «за» и «Кандидаты за народное единство», длились в парламенте Каталонии в среду 11 часов. Перед голосованием зал покинули депутаты от оппозиции – Народной партии, Соцпартии Каталонии и центристской партии «Граждане». После чего 72 депутата проголосовали за принятие законов, 11 воздержались.
По мнению властей Каталонии, закон о референдуме имеет «наивысшую юридическую силу» над всеми остальными законами и нормативными актами, которые ему противоречат. В нем говорится, что результаты референдума будут претворены в жизнь через 4 часов после их объявления. Документ не предусматривает минимальной явки, чтобы голосование было признано состоявшимся. «Каталония принадлежит миру, который смотрит вперед, и она решит свое будущее 1 октября», – прокомментировал принятие документа глава Каталонии Карлес Пучдемонт.
На голосование вынесен вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?» Тем самым, по словам Пучдемонта, «Каталония демократическим путем определит свое будущее». Ведь «решать через урны для голосования – это демократия», – отметил он.
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова не сомневается, что КС сочтет проведение референдума неконституционным. «Каталонские националисты и правительство, которое поддерживает их, готовы идти до конца. Это означает, что 1 октября они попытаются организовать если не референдум, то опрос, – сказала она в беседе с «НГ». – Хотя опрос и не будет носить юридически обязывающего характера, он будет иметь моральное воздействие. В нем примет участие меньшинство избирателей, и они поддержат идею независимости. А если бы был проведен полномасштабный референдум, то, судя по опросам, сторонники независимости не получили бы большинство, а только 45–47%. Поэтому центральному правительству имело бы смысл все-таки задуматься о проведении референдума».
По мнению эксперта, причин отделиться у Каталонии огромное количество – исторических, культурных, лингвистических, юридических, экономических и т.д. «Стоит вопрос о дальнейшем расширении автономии. Хотя в Каталонии и так одна из самых широких автономий, которую имеет народ, не обладающий собственной государственностью. Это и преференции в плане изучения каталонского языка, и расширение полномочий местной полиции, которая практически не подчиняется центральным органам правопорядка. Но преобладают все же экономические соображения, потому что Каталония путем трансфертов платит Испании больше, чем получает. Речь идет о не очень большой сумме, но тем не менее Мадрид не соглашается в этом вопросе на уступки», – пояснила Черкасова.
Всплеск сепаратистских настроений в Каталонии эксперт связывает с двумя моментами. «Во-первых, это определенная недоговороспособность Мадрида, который не идет ни на малейшие уступки. Это раздражает население и способствует росту сторонников независимости. Во-вторых, это внешний фактор в виде брекзита. Предстоящий выход Британии из ЕС показал, что то, что раньше казалось абсолютно неприемлемым, теперь становится возможным», – подчеркнула Черкасова.
По словам Рахоя, правительство будет действовать «пропорционально и умно, спокойно и твердо». В распоряжении Мадрида имеется целый ряд законных инструментов, чтобы не допустить отделения Каталонии. В частности, Мадрид может отменить местное самоуправление и ввести в Каталонии прямое правление из центра. Тогда автономия лишится полномочий, в первую очередь в области финансов и правопорядка. Кроме того, правительство может применить 116-ю статью Конституции, предусматривающую введение чрезвычайного положения и использование силы для восстановления конституционного порядка. Правда, против таких шагов выступает левая оппозиция в парламенте Испании.