Требование репараций еще недавно считали личной инициативой Ярослава Качиньского. Фото Gettyimages
Немецкий бундестаг именно сегодня 1 сентября, в день начала Второй мировой войны, когда вермахт напал на Польшу в 4 часа 45 минут утра 1939 года, объявил, что у Польши нет правовых оснований для предъявления Германии требования о выплате репараций за ущерб, нанесенный во время войны. Такой вывод содержится в экспертном заключении, подготовленном аналитической службой бундестага, сообщает газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ). Трудно сказать, было ли это заявление специально приурочено к этой дате или немецкие эксперты предпочли о ней просто не вспоминать по причине ее незначительности или по причине незнания истории? В силу царящей сейчас в Европе атмосферы забывчивости в отношении уроков прошлого – все возможно.
Как говорится в документе, сообщает немецкое государственное агентство «Deutsche Welle» (DW), все притязания утратили силу самое позднее в момент заключения в 1990 году Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии (Договор "2+4"), поскольку Польша в ходе подготовки этого договора не предъявила требований о репарациях путем молчаливого отказа. Тогда было достигнуто согласие, что этот договор блокирует любые требования репараций. Кроме того, для подобных требований истек срок давности.
Авторы экспертного заключения также приводят позицию правительства ФРГ от 1999 года по этому вопросу, в которой Берлин указывает на изъятия по репарациям, потерю территорий и имущества, истечение более 50 лет после окончания войны и Договор "2+4. Эта позиция, считают авторы доклада, должна соответствовать действующему международному праву касательно отсутствия государственных претензий на репарации в отношениях между Польшей и Германией.
Кроме того, граждане Польши тоже не могут предъявить индивидуальные иски против Германии, говорится далее в документе, поскольку в международном праве не было ранее и нет сейчас практики, согласно которой частные лица требуют возмещения ущерба или компенсации от государств.
Надо отметить, что Германия пошла на такое заявление после выдвижения польским правительством требований о репарациях и начала в соседней стране массовой националистической кампании по этому поводу. Как подчеркивает FAZ, польское правительство объявило, что требования Польши по поводу репараций к Германии являются «национальным вопросом существования». Речь идет о гигантских суммах и о «национальном контрнаступлении». Газета отмечает, что еще в июле этот вопрос не ставился в Польше так остро и его воспринимали скорее, как точку зрения главы правящей партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского. Позже он же обвинил Германию в том, что она многие годы замалчивает свою ответственность за Вторую мировую войну. В августе вопрос о репарациях был официально поставлен в выступлении главы польского правительства Беаты Шидло. По всей Польше прошли многочисленные манифестации в поддержку этих требований.
Надо отметить, что вопрос репараций в свое время подробно обсуждался державами-победительницами во Второй мировой войне и на этот счет имеются подробные документы. В материалах ТАСС по этому поводу есть следующая информация.
Вопрос о репарациях Германии за ущерб, причиненный в ходе Второй мировой войны, решался в 1945 году на Ялтинской и Потсдамской конференциях. В них принимали участие руководители государств-победителей - СССР, Великобритании и США - Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт (в Ялте) и Гарри Трумэн (в Потсдаме).
На ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Советский Союз выступил с предложением определить общую сумму репараций в 20 млрд долларов, из которых 50% должны были быть выплачены в пользу СССР, однако оно не было поддержано. Было решено создать специальную союзническую комиссию для разработки плана взыскания репараций.
Согласно документам конференции в Потсдаме (Германия; 17 июля-2 августа 1945 года), репарации должны были быть выражены в материальной форме (заводы, машины, оборудование, товарные запасы, а также германские вложения за рубежом) в отличие от репараций после Первой мировой войны, которые были определены и взимались только в денежной форме. Общая сумма германского имущества, которое страны-победительницы могли вывезти из своих зон оккупации, не была оговорена. Указывалось, что СССР дополнительно получит из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, примерно 25% демонтированного оборудования. Репарационные претензии Польши должен был удовлетворить СССР из своей доли (планировалось, что Польше отойдет 15%). Остальные члены антигитлеровской коалиции должны были получить репарации из западных оккупационных зон.
Договоренности о режиме поставок в счет репараций из зон, оккупированных США, Великобританией и Францией, были достигнуты на конференции в Париже в ноябре-декабре 1945 года и закреплены в договоре от 14 января 1946 года. Его участниками стали 19 стран, включая Великобританию, США, Францию, а также Албанию, Грецию, Чехословакию и Югославию. Парижский договор устанавливал процентную долю от репараций для отдельных государств и предусматривал создание Межсоюзнического репарационного агентства (ИАРА; Inter-Allied Reparations Agency; штаб-квартира в Брюсселе), которое занималось учетом и распределением репараций.
Конкретная общая сумма репараций, возложенных на Германию по итогам Второй мировой войны, на международном уровне закреплена не была. В 2000 году министерство финансов ФРГ подготовило отчет, в котором подчеркивалось, что "страны-победители брали репарационные выплаты в одностороннем порядке, и нормативных записей об этом не существует".
Следует отметить, что вопрос репараций не простой. Дело в том, что Польша должна была получать репарации из доли СССР. Но доля СССР формировалась за счет репараций из зон оккупации - западной и советской. Главный научный сотрудник Института славяноведения РАН Альбина Носкова объяснила в интервью телеканалу «Россия 24», что в августе 1945 года между СССР и Польшей вопрос размера репараций был согласован и закреплен соответствующим договором. Но в мае 1946 году западные державы отказались выплачивать репарации СССР из своих зон оккупации. Таким образом, Польша получала только долю репараций из советской зоны оккупации. После образования ГДР в августе 1953 года два правительства польское и советское договорились об отказе взимания репараций с ГДР.
Другими словами, Польша действительно недополучила часть репараций. Однако тут возникают вопросы, с кого Варшава должна дополучить репарации: с Германии или с трех западных держав-победительниц США, Великобритании и Франции, и был ли этот вопрос действительно урегулирован в процессе объединения Германии. Ведь и между Германией и СССР не был заключен после окончания войны мирный договор и формально, если исходить из логики, Россия все еще находится в состоянии войны с Германией. Давайте вспомним, что состояние войны закончилось подписанием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». Но являлся ли этот указ достаточным основанием для объявления войны оконченной? Ведь мирного договора он все-таки не заменял. В свое время на эти обстоятельства указывал в НГ (http://www.ng.ru/dipkurer/2016-05-30/9_germany.html) Алексей Фененко – доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова. Он считает, что ни одна из держав-победительниц до сих пор не имеет с Германией мирного договора. Более того, ни одна из держав-победительниц до сих пор не имеет с Германией мирного договора. На Парижской конференции 10 февраля 1947 года выработать мирный договор с Германией союзникам не удалось (были подписаны мирные договоры только с союзниками Германии – Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией). В 1949-м на базе общей оккупационной зоны западных союзников была провозглашена ФРГ, на базе советской – ГДР. США, Великобритания и Франция восстановили суверенитет ФРГ посредством Боннского договора (1952) и Парижских протоколов (1954).
В свое время я обратился к нынешнему послу Германии в Москве Рюдигеру фон Фричу с вопросом о мирном договоре. По его мнению, этот вопрос был урегулирован в процессе объединения Германии. Конкретно посол имел в виду, что правовую основу для объединения двух германских государств положил Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (также именуемый Договор «Два плюс четыре» — по странам, подписавшим его: ГДР и ФРГ плюс Великобритания, Франция, СССР и США). Правовую основу для объединения двух германских государств положил Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (также именуемый Договор «Два плюс четыре» — по странам, подписавшим его: ГДР и ФРГ плюс Великобритания, Франция, СССР и США). Именно на этот договор и ссылаются немецкие эксперты сегодня. Несомненно, эта проблема еще требует тщательного научного анализа, и не секрет, что Польша в подготовке документа не участвовала, хотя официально и не протестовала.
Но в данном конкретном случае важен момент, выбранный Варшавой для подобных демаршей. Скорее всего, он связан с давлением, оказываемым Брюсселем и Германией на Польшу в связи в внутриполитическими процессами, происходящими в этой стране, которые основателями ЕС оцениваются как отход от демократических принципов Евросоюза. С другой стороны, во внешнеполитическом плане Варшава бросает вызов и Германии и Франции, которые после брекзита взяли в свои руки формирование внешней, экономической и финансовой политики ЕС. Это связано с инициированием Варшавой проекта «Троеморье» или «Междуморье», который имеют целью объединения под руководством Польши восточноевропейских стран ЕС. В Варшаве сегодня считают необходимым возродить известную еще со времен Пилсудского идею, реализация которой должна быть основана на «политическом доверии» стран-участниц, стратегическом планировании и совместном использовании инфраструктуры, объединяющей страны по оси Север-Юг.