Ангела Меркель не смогла до конца удовлетворить любопытство журналистов. Фото Reuters
На годовой пресс-конференции главы правительства ФРГ Ангелы Меркель обсуждались вопросы взаимоотношений Германии с Турцией, Польшей, проблемы интеграции ЕС, дизельный скандал и миграционная политика. Канцлер нашла возможность поговорить и об особенностях организации нынешней предвыборной кампании в плане использования для поддержки своего блока ХДС/ХСС государственных ресурсов. Вот только для обсуждения проблем отношений с Россией времени у нее не нашлось.
Традиционная летняя пресс-конференция федерального канцлера на этот раз не вызвала особого интереса немецкой прессы, хотя журналисты активно задавали свои вопросы. Как подсчитали эксперты немецкого государственного агентства Deutsche Welle (DW), вопрос удалось задать каждому шестому пришедшему на встречу журналисту. Но на страницах газет информации об этом было немного. Прежде всего потому, что предвыборная кампания в разгаре, и Меркель практически ежедневно участвует в предвыборных митингах того или иного формата и отвечает на вопросы избирателей. Поэтому политическая стратегия возглавляемой ею ХДС/ХСС в общем и целом известна, как и повестка дня, предложенная канцлером избирателям.
Неудивительно, что крупнейшее региональное издание Германии – газета WAZ – написало по поводу пресс-конференции: «Действительно, чего-либо нового в выступлении канцлера мы не услышали». Все, что Меркель сказала, сводилось, по мнению обозревателя WAZ, к тому, что до сих пор ее правительство все делало правильно и оно так будет продолжать и в дальнейшем. Для России это не оставляет шансов на существенное улучшение отношений с Германией при канцлере Меркель. На вопрос, когда отменят антироссийские санкции, она ответила: «Отменим тогда, когда отпадут причины, побудившие Евросоюз их ввести».
Поэтому, отмечает DW, больше всего внимания журналисты уделили спекуляциям по поводу того, о чем канцлер не сказала. Прежде всего они обратили внимание на цвета одежды канцлера – красный жакет и черные брюки. Многие восприняли это как намек на продолжение нынешней большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ. Тем более что Меркель старалась избегать нападок на социал-демократов и их лидера Мартина Шульца.
В этой связи более интересной является попытка понять мотивы канцлера, если уж она не исключает (если верить спекуляциям немецких журналистов) возобновления «большой коалиции». Действительно, последние данные, опубликованные командой журнала Stern и телепрограммы RTL, говорят о том, что, несмотря на некоторые потери симпатий избирателей, блок ХДС/ХСС опережает социал-демократов на 25%. Доля тех, кто решил не ходить на выборы или пока не выбрал себе подходящую партию, составляет 26%. В этих условиях Меркель зависит от партнера по коалиции, на место которого претендуют свободные демократы, имеющие, согласно опросам, примерно 9% голосов, и зеленые, которые могут рассчитывать на 6–7%.
При таком раскладе ХДС/ХСС придется либо снова обращаться с коалиционным предложением к социал-демократам, либо создавать трехстороннюю коалицию с участием и либералов, и зеленых, чтобы обладать парламентским большинством.
Однако скорее всего одной из главных проблем при создании коалиции с СДПГ может стать (помимо амбиций Шульца, все еще претендующего на место канцлера) как раз «восточная политика». В среде социал-демократов все чаще слышится озабоченность нынешним состоянием российско-германских отношений. Министр иностранных дел Зигмар Габриэль уже не раз предупреждал мировую общественность и, в частности, США о пагубности возвращения к периоду холодной войны в отношениях с Россией. Высказанная канцлером готовность увеличить по требованию США военные расходы, доведя их до 2% ВВП, наталкиваются на резкую критику социал-демократов, обвиняющих Меркель в следовании курсом Дональда Трампа. Более того, отказ от увеличения военного бюджета СДПГ сделала своим главным условием участия в возможной коалиции с ХДС/ХСС.
Другое дело, если в качестве будущих партнеров выступят либералы и зеленые. Хотя у Кристиана Линднера, лидера СвДП, и проскальзывали высказывания о необходимости нормализации отношений с Россией, но под давлением негативной реакции немецкой прессы он предпочел скорректировать свои заявления. В этом плане его сегодняшняя позиция мало чем отличается от воззрений Меркель. Что касается зеленых, то они занимают намного более жесткую линию в отношении Москвы, требуя устами их лидера Джема Оздемира ужесточения санкционной политики ЕС по отношению к России. Известно, что Оздемир претендует в случае участия партии «Союз 90/Зеленые» на пост министра иностранных дел. В этом случае действительно российско-германские отношения скорее всего будут ожидать заморозки.