Фото Gettyimages
Президент Франции Эмманюэль Макрон признал существование «абсолютных расхождений» с Россией, однако указал на наиболее перспективные темы, по которым Москва и Париж имеют возможность договориться. Это, по мнению хозяина Елисейского дворца, сирийское досье и проблемы климата. Глава Пятой республики в то же время считает: после переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным в Версале в российской позиции наметились некоторые изменения.
«Я говорю со всеми. Очень прямо, откровенно, – заявил Макрон в интервью еженедельнику Point. – Я пытаюсь определить абсолютные расхождения, точки соприкосновения и способы, при помощи которых мы можем найти общие пути. По Украине у нас есть безусловные разногласия с Владимиром Путиным. Но я действую. Франция не допустит ничего (лишнего. – «НГ»). Несмотря ни на что, мы открыли диалог между представителями гражданского общества, Трианонский диалог». В качестве перспективного направления французский президент указал и на климатические соглашения. «Его позиция (Путина. – «НГ») близка к нашей», – заключил Макрон, продолжая тему глобального потепления.
Другим важным делом российско-французского сотрудничества Макрон назвал разрешение конфликта в Сирии, по которому Париж, очевидно, давно пересмотрел свои приоритеты. «По этому вопросу я не делаю уход Башара Асада непременным условием, – пояснил хозяин Елисейского дворца в беседе с двумя журналистами Point и его главным редактором Этьеном Жернелем. – Однако есть две красные линии – химическое оружие и гуманитарные соглашения. Если Владимир Путин поможет двигаться вперед по этим вопросам, у нас могут быть точки сближения. Так, мы шагнули вперед в области химического оружия. Я чувствую, что российская позиция изменилась после нашего разговора (с Путиным. – «НГ») в Версале. Это моя стратегия – говорить языком правды и прагматизма. Я полагаю, что безопасность является приоритетом нашей дипломатии. Иногда это приводит к прагматизму». Такой подход можно сочетать с ценностями Пятой республики, уверен Макрон.
Сотрудники Point задали Макрону вопрос о близости его взглядов на международные отношения со взглядами экс-президента Валери Жискар д’Эстена, который, как известно, говорил, что Франция должна быть «великой державой средней руки». Президент в ответ выразил уверенность, что «Франция просто снова должна стать великой державой». «Это необходимость, – пояснил он. – Посмотрите на то состояние, в котором находится мир. Это путь распада. Многочисленные структуры, созданные мировым сообществом с 1945 года, ставятся под сомнения великой державой – США, которая до этого была их гарантом. Мы переживаем кризис Запада. Западный дух всегда был орошен мультилатерализмом. За последнее десятилетие Запад потерял часть себя из-за несвоевременного морального интервенционизма на Ближний и Средний Восток, а также в Северную Африку. Это позволило авторитарным режимам выйти из тьмы на свет: Саудовской Аравии, Турции, России, Ирану».
Западные ценности никогда не оспаривались прежде, напомнил Макрон. Однако сейчас Франция, по его мнению, уже не может сказать, как в 1970-е, что она – держава средней руки, защищенная великими державами с одинаковыми ценностями.
Франция не одинока, полагает Макрон. «Но наша ответственность беспрецедентна, – заявил президент Пятой республики. – Наша особая ответственность как европейцев заключается в том, чтобы защищать общие блага демократии, мира и климата. Франция должна позволить Европе стать лидером свободного мира». Однако величия нельзя достигнуть без экономических и социальных преобразований, отметил Макрон. «Это должно быть сделано в рамках Европы, – пояснил французский лидер. – И с прагматизмом, потому что жизненно важно говорить со всеми. Необходимо положить конец этому необоснованному неоконсерватизму, который заставляет нас вмешиваться во внутреннюю политику других... В Ливии и Сирии это привело к жестоким неудачам».
Что касается Ближнего Востока, то единственный выход – это мир, основой которого будет межконфессиональный баланс, уверен глава Пятой республики. «Это такая же большая проблема, как и военная победа над джихадизмом, – сказал Макрон. – Если мы не сможем найти всеобъемлющие политические решения в этом регионе, мы создадим условия для постоянного возрождения терроризма. Нам придется преодолеть этот разрыв между шиитами и суннитами, эту гражданскую войну в мусульманском мире, которая экспортируется к нам и подпитывает террористов».